Главная » Статьи » Ответы на вопросы

Общая характеристика демократических и недемократических режимов.

Общая характеристика демократических и недемократических режимов.

Деление политических систем на демократические и недемократические широко распро-странено в современ¬ной политической науке и политической практике. В ос¬нову такой типо-логии положено использование двух критериев: характера политического режима и уровня развития гражданского общества. Понятие «политический режим» характеризует сред¬ства и методы осуществления политической власти. По¬литические режимы, опирающиеся преимущественно на такой метод осуществления политической власти, как насилие, считаются недемократическими. Демокра¬тический политический режим основывается на выяв¬лении воли большинства путем голосования и в осуще¬ствлении этой воли опирается на закон.
Демократическая политическая система основывается на демократическом политиче-ском режиме и развитом гражданском обществе. Государство ограничено граждан¬ским об-ществом, передавая или деля с его институтами часть своих регулятивных функций в эконо-мической, со¬циальной и духовной сферах общественной жизни. 
Недемократические политические системы часто обо¬значаются термином «автокра-тия» (от rpeч. autokrateia— самовластие, самодержавие). Под автократией понима¬ется неог-раниченная власть одного лица или группы лиц. С древности и вплоть до XX в. автократия была преобладающей формой осуществления политической власти. Тирания Древней Гре-ции, диктатура и цезарист¬ская империя в Древнем Риме, деспотия на Востоке, абсолютная монархия в средние века — вот лишь неко¬торые исторические формы автократии.
В XX в. автократические системы принято делить на авторитарные и тоталитарные. И те и другие основываются на недемократическом политическом режиме. Принци¬пиальное различие между ними состоит в отношении к гражданскому обществу. Авторитарная политическая система (авторитаризм) характеризуется неограниченной властью одного человека (диктатора, монарха) или груп¬пы людей (политическая партия, военная хунта и т. п.), которая запрещает и подавляет всякую деятельность, угрожающую ее позициям. Безжалостная (или весьма жестокая) по отношению к своим противникам, авто¬ритарная система достаточно нейтрально относится к деятельности, не угрожающей ее правлению. Государст¬во, как правило, не вмешивается в частную жизнь че¬ловека; гражданское общество или отдельные его ин¬ституты сохраняют относительную автономию.
В отличие от авторитаризма тоталитарная политиче¬ская система стремится к контро-лю над всеми сферами общественной жизни, вмешивается в частную жизнь чело¬века. Авто-ритаризм требует послушания, тоталитаризм — покорности и поклонения. Характерная черта тотали¬тарной системы — идеологический контроль. Общест¬венный институт, осуществляю-щий идеологический кон¬троль (политическая партия, церковь и т.п.) подчиняет себе государственные структуры, общественные организа¬ции, средства массовой информации. Тоталитаризм — специфический феномен XX в., так как только технологи¬ческие возможности индустриального общества позво¬лили осуществить эффективный политический и идеоло¬гический контроль над всеми сферами жизни общества. Основные критерии демократии.
1. Юридическое признание и институциональное выражение суверенной власти народа.
2. Периодическая выборность основных органов государства. 
3. Равенство прав граждан на участие в управлении государством. Этот принцип требует как минимум равенства избирательных прав. А в современной, сложно организованной политической системе он предполагает также свободу создавать политические партии и дру-гие ассоциации для выражения воли граждан, свободу мнений право на информацию и на участие в конкурентной борьбе за занятие руководящих должностей в государстве.
4. Принятие решений по большинству и подчинение меньшинства большинству при их осуществлении.
Всеобщая и социально ограниченная демократии. Ограничение народа определенными классовыми или демографическими рамками дает основание характеризо¬вать государства, подвергающие политической дискрими¬нации определенные группы населения и, в частно-сти, не предоставляющие им избирательных прав, как социально ограниченные демократии, необходимо отличать их от всеобщих демо¬кратий — государств с равными политическими правами для всего взрослого населения. Вплоть до начала XX века ни одна из ранее существовав¬ших демократий не предоставляла всему взрослому населе¬нию страны равных политических прав. Это были преиму¬щественно классовые и патриархальные (только для мужчин) демократии. Примерно в этот же период в истории политической мысли преобладала трактовка народа как, простого люда, неимущих нижних слоев, черни, составля¬ющих большинство общества. Такое понимание демоса встречается еще у Аристотеля, который считал демокра¬тию неправильной формой государства, трактовал ее как власть демоса, черни, не способной к управлению, взвешен¬ным, рациональным решениям, учитывающим общее благо. В современной политической теории такой тип прав-ления отражает понятие «охлократия», что в переводе с греческого означает «власть черни, толпы».
 Народ как сложная общность людей имеет определенную структуру, состоит из конкрет-ных личностей. В зависимости от того, рассматривается ли он как совокупное самостоятель-ных, свободных индивидов, как взаимодействие вне различных групп, преследующих в политике свои собственные, специфические интересы, или же как единое гомогенное целое, субъект, у которого доминируют общие интересы и воля, концепции и реальные модели де-мократии делятся соответственно на индивидуалистические, плюралистические (группо-вые) и коллективистские.
В первом случае непосредственным источником власти считается личность, во втором — группа, в третьем — весь народ (нация, класс). Расхождения в понимании народо¬властия имеют фундаментальное значение при построении реальных политических систем. Они оп-ределяют, например, глубокие, принципиальные различия между классической либераль-ной, современной западной и социалистической демократиями. В зависимости от того, как народ участвует в управлении, кто и как непосред¬ственно выполняет властные функции, де-мократия делит¬ся на прямую, плебисцитарную и представительную. В прямых формах народовластия граждане сами непосредственно участвуют в подготовке, обсуждении и принятии решений. Важным (вторым) каналом участия граждан в осущест¬влении власти является плебисцитарная демократия. Раз¬личие между ней и прямой демократией проводится не всегда, поскольку обе эти формы участия включают непо¬средственное волеизъявление народа. Однако между ними существует и различие. Суть его состоит в том, что если прямая демократия предполагает участие граждан на всех важнейших стадиях процесса властвования — в подготовке и принятии политических решений и контроле за их осуществлением, то при плебисцитарной демократии воз¬можности политического влияния граждан сравнительно ограничены. Им предоставляется право посредством голо¬сования одобрить или отвергнуть тот или иной проект зако¬на или другого решения, который обычно готовится президентом, правительством, партией или инициативной группой. Возможности участия основной массы населения и подготовке таких проектов очень невелики даже в тех случаях, когда непосредственно самим гражданам предо¬ставляется право подготавливать и выносить их на рассмотрение законодательных органов или на всенародное голосование.
Третьей, ведущей в современных государствах формой политического участия является представительная демократия. Ее суть — в опосредованном участии граждан в принятии решений, в выборе ими своих представителей в органы власти, которые призваны выражать и защищать, их интересы, принимать законы и отдавать распоряжения. Представительная демократия необходима особенно в тех случаях, когда вследствие больших территорий или других причин затруднено регулярное непосредственное участие граждан в голосованиях, а также когда принимаются слож¬ные решения, понимание которых трудно для неспециа-листов.
Политический режим – это методы осуществления политической власти, итоговое полити-ческое состояние в обществе, которое складывается в результате взаимодействия и противо-борства различных политических сил, функционирования всех политических институтов и ха-рактеризуется демократизмом или антидемократизмом. Понятие «политический режим» характеризует сред¬ства и методы осуществления политической власти. 
Демократическая политическая система основывается на демократическом политическом режиме и развитом гражданском обществе. Государство ограничено граждан-ским обществом, передавая или деля с его институтами часть своих регулятивных функций в экономической, со¬циальной и духовной сферах общественной жизни. Демократический режим - это режим, основанный на признании принципа равенства и свободы всех людей, участии народа в управлении государством. Предоставляя своим гражданам широкие права и свободы демократическое государство не ограничивается только их провозглашением, т.е. формальным равенством правовых возможностей. Оно обеспечивает для них социально-экономическую основу и устанавливает конституционные гарантии этих прав и свобод. 
В целом можно говорить о том, что демократический режим обладает следующими чертами: 1. Источником власти в государстве является народ. Он избирает власть и наделяет ее правом решать любой вопрос, опираясь на собственное мнение. Законы страны защищают народ от произвола власти и власть от произвола отдельных людей. 2. Политическая власть носит легитимный характер и осуществляет свои функции в соответствии с принятыми законами. 3. Для демократического режима характерно разделение властей (отделение друг от друга законодательной, исполнительной и судебной власти). Парламент наделен исключительным правом издавать законы. Высшая исполнительная власть (президент, правительство) имеет право законодательной, бюджетной, кадровой инициативы. Высший судебный орган наделен правом определять соответствие издаваемых законов конституции страны. В условиях демократии три ветви власти уравновешивают друг друга. 4. Демократический режим характеризуется правом народа влиять на выработку политических решений (путем одобрения или критики в средствах массовой информации, демонстраций или лоббистской деятельности, участия в предвыборных кампаниях). Политическое участие народа в выработке принимаемых решений гарантируется конституцией страны, а также международными правовыми нормами. 5. Важной характеристикой демократического политического режима является политический плюрализм, предполагающий возможность образования двух- или мно-гопартийной системы, конкуренция политических партий и их влияние на народ, существова-ние на законных основаниях политической оппозиции как в парламенте и вне его. 6. Демо-кратический политический режим характеризуется высокой степенью реализации прав чело-века. К ним относятся нормы, правила и принципы взаимоотношений государства и граждан. 
Либеральный режим - это собственно не режим осуществления власти, а условие суще-ствования самой цивилизации на определенном этапе ее развития, даже финальный итог, которым и заканчивается вся эволюция политической организации общества, наиболее эф-фективная форма такой организации. В теории государства и права либеральными называются также политические методы и способы осуществления власти, которые основаны на системе наиболее демократических и гуманистических принципов. Эти принципы прежде всего характеризуют экономическую сферу взаимоотношений личности и государства. При либеральном режиме в этой сфере человек обладает собственностью, правами и свободами, экономически самостоятелен и на этой основе становится политически самостоятельным. При либерализме государственная власть формируется путем выборов, исход которых зависит не только от мнения народа, но и от финансовых возможностей тех или иных партий, необходимых для проведения избирательных кампаний. Система "сдержек и противовесов” способствует уменьшению возможностей для злоупотребления властью. Население должно обладать достаточно высоким политическим, интеллектуальным и нравственным сознанием, правовой культурой. 
"Авторитаризм (от лат. auctoritas – власть) – система власти, характерная для антиде-мократических политических режимов. Крайняя форма авторитаризма – тоталитаризм”. В це-лом же авторитарной политической системе присущи следующие черты: 1.Автократизм (са-мовластие) или небольшое число носителей власти. 2.Неограниченность власти, её непод-контрольность гражданам. При этом власть может править с помощью законов, но она их принимает по своему усмотрению. Опора (реальная или потенциальная) на силу. Авторитар-ный режим может не прибегать к массовым репрессиям и пользоваться популярностью по-пулярностью среди широких слоёв населения. 3.Монополизация власти и политики, недопу-щение политической оппозиции и конкуренции. Присущее этому режиму определённое по-литико-институциональное однообразие не всегда результат законодательных запретов и противодействия со стороны властей. 4.Отказ от тотального контроля над обществом, не-вмешательство или ограниченное вмешательство во внеполитические сферы и прежде всего в экономику. Власть занимается главным образом вопросами собственной безопасности, об-щественного порядка, обороны, внешней политикой, хотя она может влиять и на стратегию развития, проводить достаточно активную социальную политику, не разрушая при этом ме-ханизмы рыночного саморегулирования. 5.Рекрутирование политической элиты путём кооп-тации, назначения сверху, а не конкурентной электоральной борьбы. 
Учитывая эти признаки авторитаризма, его можно определить как неограниченную власть одного лица или группы лиц, не допускающих политическую оппозицию, но сохра-няющую автономию личности и общества во внеполитических сферах. Авторитаризм вполне совместим с уважением всех других, кроме политических, прав личности. Оппозиция при ав-торитаризме не допускается. Провозглашается полный приоритет интересов государства над личностью, а права личности игнорируются. 
Тоталитарный политический режим (тоталитаризм)– один из видов политичесих ре-жимов, характеризующийся полным (тотальным) контролем государства над всеми сферами жизни общества”. Первоначально понятие "тотальное государство” имело вполне позитив-ное значение. Оно обозначало самоорганизующееся государство, тождественное с нацией, государство, где ликвидируется разрыв между политическим и общественно-политическим факторами. В государственном управлении тоталитарный режим характеризуется крайним централизмом. Практически управление выглядит как исполнение команд сверху, при кото-ром инициатива фактически отнюдь не поощряется, а строго наказывается. Местные органы власти и управления становятся простыми передатчиками команд. Особенности регионов (экономические, национальные, культурные, социально-бытовые, религиозные и др.), как правило, не учитываются. 
Хотя тоталитаризм называют крайней формой авторитаризма, существуют признаки, ко-торые характерны в особенности только тоталитаризму и отличающих все тоталитарные го-сударственные режимы от авторитаризма и демократии. Я считаю наиболее важными сле-дующие признаки: 1.всеобщая государственная идеология, 2.монополия государства на средства массовой информации, 3.монополия государства на все средства вооружения, 4.жестко централизованный контроль над экономикой, 5.одна массовая партия, возглавляе-мая харизматическим лидером, то есть исключительно одаренным и наделенным особым даром, 6.особо организованная система насилия, как специфического средства контроля в обществе. 
"Легитимация власти основывается на прямом насилии, государственной идеологии и личной приверженности граждан вождю, политическому лидеру (харизме). Правда и свобода личности фактически отсутствуют. Весьма важным признаком тоталитаризма является его социальная база и обусловленная ею специфика властвующих элит. Только одна партия имеет пожизненный статус правящей, выступает либо в единственном числе, либо "возглавляет” блок партий или иных политических сил, существование которых разрешено режимом. Такая партия, как правило, создается до возникновения самого режима и играет решающую роль в его установлении – тем, что однажды приходит к власти. Правящая партия объявляется ведущей силой общества, ее установки рассматриваются как священные догмы. Конкурирующие идеи о социальном переустройстве общества объявляются антинародными, направленными на подрыв устоев общества, на разжигание социальной вражды. Жесткий централизованный контроль над экономикой – важная черта тоталитарного режима. Здесь контроль служит двоякой цели. Во-первых, возможность рас-поряжаться производительными силами общества создает необходимую политическому режиму материальную базу и опору, без которой тоталитарный контроль в остальных сферах вряд ли возможен. Во-вторых, централизованная экономика служит в качестве средства по-литического управления. Например, люди насильно могут быть перемещены для работы в те области народного хозяйства, где не хватает рабочей силы. 
Проблемы демократии в современном мире:
1. демократия позволяет привести к власти недемократических правителей (Гитлер)
2. недоверие к демократии самой по себе
3. низкий уровень знаний общества – «большинство» неспособно разобраться в полити-ке – им легко управлять и манипулировать.
4. глобализация – распространение одного образца демократии.


Категория: Ответы на вопросы | Добавил: socna5 (05.12.2008)
Просмотров: 11409 | Рейтинг: 4.0/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]