Главная » Статьи » Ответы на вопросы

Биолого-эволюционная социология второй половины 19 в.

Биолого-эволюционная социология второй половины 19 в.

Одним из наиболее влиятельных направлений XIX века стала биолого-эволюционная школа в социологии. Основным идеологом и создателем этого направления был Герберт Спенсер. 
Спенсер разделял основной взгляд Конта – социология примыкает к биологии, составляя с ней физику организованных тел. Правда, Спенсер помещает между ними психологию, которую отвергал Конт, но это не оказало заметного влияния на его научные изыскания вообще и на концепцию общества в частности. 
В его представлениях первое место принадлежало биологической аналогии. Пытался объяснить явления, происходящие в общественной жизни. Так, работа Чарльза Дарвина о ес-тественном отборе и эволюции, породила множество биологизаторско - социальных концеп-ций (в том числе социал-дарвинизм), также оказала влияние на Спенсера. Однако некоторые исследователи считают, что Спенсер пришел к своим мыслям независимо от Дарвина. 
Суть социал-дарвинистской теории в том, что ее авторы переносили на общество и дово-дили до логического конца принципы естественного отбора. Рассматривали его как универ-сальный способ существования человеческого общества. 
В целом, органическое направление и социал-дарвинистская социология имеют много общего. Они обе стремятся свести социальные явления к явлениям чисто биологического ха-рактера, устраняя другие факторы – психологический, политический, экономический и т. д. 
Герберт Спенсер является крупнейшим представителем биолого-эволюционной школы в социологии. Один из родоначальников социал-дарвинизма и идеолог либерализма. 
Первый труд – «Социальная статика». Предпринимал попытку создания синтетической философии. В 60- 90 е годы выходят его работы: «Основы начала» «Основание психологии» «Основание биологии» «Основание этики» «Социология как предмет изучения» (1873 год) 
Свои воззрения Спенсер выводил методом дедукции. К Конту Спенсер относился кри-тично, но считал, что в понимании социальных явлений Конт превзошел всех своих предше-ственников. Социологическая ориентация Спенсера отличалась от позиции Конта. Спенсер характеризовал ее так: «Какова цель Конта? – дать всестороннее описание прогресса челове-ческого разума. Моя же цель – дать описание внешнего мира». Т.е. Конта интересовала толь-ко эволюция идей, а Спенсера - происхождение вещей. 
Первой и основной заботой Спенсера является эволюционное изменение в социальных структурах и институтах, а идеи – вторичны. Усредненное мышление является состоянием со-циальных структур. 
Центральное понятие мировоззренческой концепции - понятие эволюции, которое он рассматривал в качестве основного. По Герберту Спенсеру, эволюция человеческого общест-ва не слишком отличается от других изменений. Это частный случай эволюции природы. Со-циология может стать наукой только тогда, когда признает идею природного эво-люционного закона. Не может быть принятия социологии как науки, когда есть убеждение, что социальный порядок не противоречит законам природы 
Спенсер сохранил первоначальную контовсую методологию натурализма в подходе к познанию общества. 
Эволюция по Спенсеру достигается средствами структурно-функциональной дифферен-циации, которая выражается в переходе от простого к сложному, от однообразия к многооб-разию и специализации, от текучести к статике и т.д. 
Этот подход Спенсер считал универсальным процессом в истории человеческого обще-ства. В основе механизма социальной эволюции лежат три фактора: 
1) Однообразие создает условие для нестабильности. Т.е. процесс развития отягощается особенностями самой социальной жизни. В процессе развития общества происходит резкая дифференциация. 
2) Существует тенденция к углублению неравенства. 
3) Люди, занимающие одинаковое положение, как правило, стремятся к объединению, поскольку общество начинает делиться на фракции. В результате дифференциации появля-ются границы. 
Социальная дифференциация приводит к тому, что возвращение к социальному однооб-разию невозможно. Благодаря дифференциации, человеческая история проходит ряд стадий. На смену изолированным обществам приходит общественное разделение труда. Из простого оно становится сложным, составным. 
В результате дифференциации центральное значение приобретает политика, политиче-ская система, а основной вопрос- о власти. 
Спенсер ввел понятие «дихотомия», полярную дихотомическую концепцию общества. В ней противоположные типы общества представляют собой некие идеальные типы, характе-ризующие стартовую и конечную точку развития общества. Имеется ввиду, что начальная точка – это военное общество, а конечная – это промышленное общество. 
Спенсер не дал формального определения науки. Он видел социологическую науку как науку о надорганическом развитии, которая не только описывает процессы социальной жиз-ни, но и формулирует законы. 
Главная цель- установление законов развития науки. 
Спенсер большое внимание уделял разработке понятийного аппарата. С его именем свя-зано включение в систему наднаучных категорий - понятия «общество», структура, ди-намика, функции. Этому способствовали его аналогии человеческого общества с биологическим организмом. 
Однако Спенсер видел и различие между человеческим обществом и биологическим организмом: Он считал, что в живом организме элементы существуют ради целого, а в обществе все наоборот - само общество служит интересам и потребностям индивидов. 
Основание социальной науки Спенсера строилось на огромном этнографическом мате-риале, исследованиях доиндустриальных обществ. Спенсер рассматривал эволюцию семьи, промышленности, политических, экономических институтов. Таким образом, материал, кото-рый использовал Спенсер для доказательства своих идей, был очень обширен и серьезен. Эти материалы связаны с использованием историко-сравнительного метода. 
Идея закономерной эволюции общественной жизни 
Процесс социальных изменений совершается по естественным законам независимо от желания людей. Эволюция совершается сама собой, со стороны человека не требуется ника-кого вмешательства. 
Социал-дарвинизм в социологии США 
Основные представители - А.Смолл (1854-1926) и У.Сомнер (1840-1910). Их основные работы – «Общая социология» (1905 год, А.Смолл) и «Обычай» (У.Сомнер 1906 год). 
Становление социологии в США как самостоятельной области научных знаний относится к 70 годам XIX века. Социология явилась теоретическим отражением неудовлетворенности различных слоев американского общества социальным устройством. Социология выступала выразителем идей реформирования общества. Социология также выступала в роли социаль-ного критика. Критика формировалась на фоне процессов и подвижек, происходящих в США - индустриализация, урбанизация, иммиграционные процессы. Все это отложило свою специфику на формирование социологии в Америке. 
Одна из важных особенностей институционализации социологии в США - ее становление происходило с поддержкой со стороны политической и деловой элитой страны. Социология рассматривалась властными и бизнес – кругами как определенный барьер радикальным идеям – марксизму и социализму. 
Социология была быстро внедрена в систему высшего образования, во многом благода-ря реформе структуры самого образования (шло ослабление позиций церкви в школе - секу-ляризация). Лидеры социологического образования в США в это время – социологические факультеты в Чикагском (открыт в 1892) и Колумбийском университетах (1894). 
Социологические взгляды Альбиона Смолла 
Чтобы существовать, люди должны приспосабливаться к меняющимся условиям. Географическая среда и биологическая природа формируют у человека свои собственные потребности, которые принимают форму интереса. 
Понятие интереса по Смолу- главное в социологии, как в физике понятие атома. Весь жизненный процесс, рассматриваемый в социальной фазе – процесс развития, приспособле-ния, удовлетворения интересов. 
Разделяет интересы на шесть групп: 
1) Интересы, касающиеся здоровья 2) Благосостояния 3) Общения 4) Познания 5) Красо-ты 6) Справедливости 
Их комбинации дают ключ к пониманию индивида и общества. 
Смолл придавал значение не только природе и географической среде, но и внутреннему миру человека. По Смолу, как только индивид обретает сознание, он становится носителем идей, верований, чувств, предрассудков и т. д. Сознание того, что человек принадлежит к оп-ределенной группе, порождает групповое сознание. Эти идеи нашли отражение в социаль-ной психологии. Начиная с 20 годов XX века идет процесс тесного взаимодействия между со-циологией и социальной психологией. 
По политическим взглядам Смолл был либералом, критиковал монополистические тра-диции, призывал ограничить право наследования (очевидно, для того, чтобы не появлялись люди с огромными состояниями, нажитыми не ими), хотел, чтобы трудящиеся и вообще гра-ждане участвовали в управлении предприятиями и всем обществом. Смолл не разделял идеи марксизма, однако высоко ценил роль Карла Маркса в развитии социальных наук. 
Социологические взгляды Уильяма Самнера 
Самнер – наиболее влиятельный социал-дарвинист. Своеобразно интерпретировал в своих трудах идеи протестантской этики и принцип естественного отбора. 
Наиболее ярко идеология социал-дарвинизма проявилась в его сочинениях 70 х годов. Т.к. эволюция происходит не по желанию людей, поэтому глупо и абсурдно проектировать модели общества, считал Самнер. 
Борьба за существование и выживание – естественный закон природы, который не надо менять. Капитализм – единственно здоровая система, а богатые – продукт естественного от-бора. 
В 1906 году выходит в свет его работа «Обычай», которая представляет интерес с социо-логической точки зрения. Основные положения работы: 
1) Руководствуясь инстинктами, человек вырабатывает наиболее выгодные методы по-ведения. 2) В результате повторения, эти формы закрепляются и входят в привычку. В соци-альных группах эти привычки становятся обычаем 3) Обычаи первоначально складываются в умах наиболее прогрессивных и сильных людей, потом из - за подражания распространяется на всю группу, и становятся обязательными. 4) Затем, освященные религиозными табу, при-обретают значение нравов. 5) Наиболее важные обычаи, лежащие в основе групповой соли-дарности, объективируются в социальные институты, имеющие не только теоретическую ос-нову, но и определенную инфраструктуру, поддерживающую идеи. 
Уильям Самнер одним из первых поставил вопрос о происхождении обычаев и норм со-циального поведения. Выяснил механизм их функционирования и попытался понять их в свя-зи с друг другом и в целом. Самнер заложил начало социального анализа социальных норм и указал на их роль в социальной жизни. 
Самнер также занимался преподавательской деятельностью. Создал курс лекций по со-циологии для студентов. В 1927 году они были изданы сборником «Наука об обществе». 
Самнер предлагает рационалистический взгляд на историю. Совершенствование обще-ства – результат развития рационализма. Социология должна обеспечит себе успех в позна-нии общества, опираясь на позитивный метод. Развитие индивида он объясняет развертыва-нием энергетического потенциала человека. Посредством специализации и кооперации, яв-ляющейся формой организации труда, человек повышает его эффективность, а эффектив-ность труда повышает возможность накапливать капитал и собственность. Форма организа-ции труда и реализации его продукта – есть историческое свидетельство степени рациональ-ности человека. Развитие рациональности ведет к увеличению общественного достояния. 
Индивидуальный энергетический потенциал может проявляться только в адекватной системе организации труда. Капиталистические отношения создают наиболее благоприятную почву для развития индивидуального энергетического потенциала человека. 
Логическая система Самнера была призвана внушить людям мысль, что совершенство-вание общества связано лишь с прагматическим знанием. 
Каждый из социальных институтов выполняет и удовлетворяет определенные человече-ские потребности. Самнер уделяет приоритетное внимание двум социальным институтам – войне и антагонизму. Именно они порождают осознанный интерес людей в регулировании своего взаимодействия. 
Индивид не может жить вне массы. Массы не могут не порождать столкновение интере-сов. Разрешение конфликтов идет параллельно прогрессу человека. 
Общество, по Самнеру, - группы людей, живущих в совместном усилии победить в борь-бе за самосохранение и выживание. Общество пребывает в борьбе, ее исход определяется результативностью совместных действий. Важным фактором координации совместных дей-ствий выступает обычай. А интерес связывает людей и формирует групповые интересы. Инте-ресы – основные источники формирования групп. По Самнеру, первоначально недифферен-цированная масса приобретает структуру благодаря различию интересов. Он делает анализ и дает иерархию интересов. 
Исходные предпосылки для формирования интересов - инстинкт самосохранения и по-ловой инстинкт. Они первоначально выступали основным социализирующим фактором. Не-посредственно из интересов Самнер выводит различные институты и выделяет массовые ин-ституты, где оформляется массовый интерес: 1) Институты самоподдержания общества. Ин-дустриальная организация труда, институт собственности. 2) Институт брака и семьи. Регули-рует и удовлетворяет инстинкты пола и самосохранения. 3) Институты самоутверждения (мо-да, игры, этикет, наслаждение) 4) Институт религии, связанный с инстинктом страха. 
Особый интерес представляет институт собственности. Тут раскрыто типично американ-ское представление о собственности только как о частном владении. 
Частная собственность выступает системообразующим институтом в связи людей друг с другом. Самнер рассматривает частную собственность как единственно возможную форму собственности, подчеркивал ее воспитательную и социализирующую роль по отношению к личности. 
Институт собственности, как считал Самнер, существовал издревле, но свое правовое оформление получил только с развитием цивилизации. 
Американские социологи отражали уверенность американцев в том, что частная собст-венность есть свобода и укрепляли эту уверенность. Таким образом, они выполняли свою идеологическую миссию в трактовке собственности. 
В целом, Самнер отразил дух эпохи и дал ее социологическое видение. Он рассматривал социальную жизнь как систему взаимодействия, а само взаимодействие представлялось как столкновение интересов. Интересы формировались в социальных институтах, которые зада-вали структуру общественной жизни.


Категория: Ответы на вопросы | Добавил: socna5 (05.12.2008)
Просмотров: 2439 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]