Главная » Статьи » Ответы на вопросы

Этапы развития социологии как целостной системы знания.

Этапы развития социология как целостной системы знания. 

Протосоциология:
1. Античность (аристотель, платон)
2. Возрождение (Мор, Макиавелли, Монтень, Роттердамский)
3. Просвещение (Гельвеций, Дидро, Руссо, Вольтер)
Развитие социологической мысли до конца первой трети 19 века называется протосо-циологией. Еще античная мысль заложила ряд элементов в фундамент основ С. Такие работы Платона, как "Государство" или "Законы", а также политика Аристотеля положили начало изучению отдельных общественных институтов, а в частности, государства, семьи, права. Впервые античные философы обратились к проблеме места человека в обществе. 
В эпоху Возрождения над изучением различных сторон общества работают Э. Роттер-дамский, Т. Мор, Н. Макиавелли, М. Монтень. В результате стала складываться модель общества, напоминавшего общину, где порядок и моральные устои регулировались волей Бога и традицией. Человек в такой системе мировоззрения играл весьма незначительную роль.
В эпоху Просвещения Гельвеций, Дидро, Руссо, Вольтер и другие начинают анализиро-вать структуру общества, определять истоки развития неравенства, появления неоднородно-сти общества, выявлять роль религии в социальных процессах.
Возникновение же С. как самостоятельной науки было обусловлено целой серией фак-тов. Назовем 2 наиболее важных из них:
1. Европейские буржуазные революции 17-18 ст., которые способствовали становле-нию обществ модерна: капиталистических, индустриальных, демократических обществ с ры-ночными экономиками и парламентскими политическими системами. Одним из следствий этого процесса стало возникновение гражданского общества. Впервые появляется общество не как объект политического управления со стороны государства, а как относительно авто-номная сфера спонтанного социального взаимодействия и социальных форм. Соответственно впервые появляется общество не как объект и предмет политической или социальной философии, а как объект и предмет С. 
2. Становление науки Нового времени и новой научной картины мира, в раках которой были разработаны и сформулированы принципы научности и концепция естественнонаучно-го закона, не только востребованные новой социальной наукой, но и ставшие условием ее формирования. 
М Элброу предлагает такую периодизацию развития С. как самостоятельной науки:
1. Этап классической С. Этап связан с возникновением С. как науки. Его еще называют этапом универсализма, поскольку считалось, что обществом, как и природой, руководят универсальные законы развития. Основными представителями этого этапа являются О. Конт и Г. Спенсер. О. Конт вычленил и обосновал С. как исторически сформировавшуюся на "позитивной стадии" развития человечества новую науку, обладающую своим собственным позитивным методом и своим предметом. 
2. Этап формирования национальных социологических школ (последняя треть 19 в.- 20-30-е гг 20 в. ). Этот период называют периодом концептуального империализма (концепция, которая предлагалась тем или иным автором, считалась абсолютной). 
- Французская социологическая школа. Основатель - Эмиль Дюркгейм (социологический реализм, основатель функционализма).Представители - Г. Тард (психология толпы, подражание), Г. Лебон (изучает толпу). Особенность школы - изучение явлений группового, массового поведения и тех психологических и социальных механизмов, которые делают возможным передачу социальных норм и верований и адаптацию ин-дивидов друг к другу.
- Немецкая школа. Представители - Теннис (община и общество), Зиммель (формальная социология), Вебер (понимающая С., теория социального действия).
- итальянская школа. Представители - В. Паретто (идея матемизации С., С. элит), Ч. Лам-брозо, Кроче, Э. Ферри.
- Российская соц. школа. М.М. Ковалевский (разработка методологических основ С. как самостоятельной научной отрасли), Зибер (марксизм), Плеханов (марксизм), Ленин.
- Американская соц. школа. Отличается преобладанием эмпиризма. Представители - Гиддингс (попытался очертить основополагающие проблемы С.), Л. Уорд, Дж. Мид (символический интеракционизм), У. Самнер. 
3. Этап политико-идеологического противостояния двух мировых систем - капитализ-ма и социализма и связанные с этим противостояния в науке (марксистская концепция общества и структурный функционализм- Парсонс, Мертон).
4. Этап индигинизации или отуземливания С. (70-е гг. 20 в.) Представители - Кардозо (латинская амер), Макиндзе, Акивово(африка).
5. Этап глобализации С. все свое почти двухвековое существование С. потратила на то, чтобы "понять" несколько важных вещей:
1) Может быть сколько угодно теорий, по-разному объясняющих возникновение, уст-ройство, и развитие общества и человека в нем, их взаимодействие, а также пути и способы изучения этих процессов. При этом ни одна из них не в состоянии претендовать на моно-польный и абсолютно истинный характер в объяснении и анализе социальных процессов. Другими словами история социологической науки на протяжении классического и современ-ного этапов своего развития выработала и утвердила в общественном сознании принцип со-циологического плюрализма. 
2)Одними широкими и обобщающими теориями (даже приобретшими статус пара-дигм), сколь бы доказательными и удачно объясняющими социальные процессы они ни бы-ли, С. как наука ограничиться не в состоянии. свое значение и влияние на общество она мо-жет демонстрировать, подтверждать и повышать только за счет еще двух составляющих : проведения конкретных эмпирических исследований и выхода на уровень управленческих решений. 
3) История развития социологической науки в 19 и особенно в 20 в. показала необхо-димость углубления ее интегративных тенденций - как в рамках отдельных направлений и парадигм, так и на уровне различных стран. При этом речь не идет о теоретической унифика-ции этой науки либо исчезновении национальной специфики различных социологических школ. Теоретический плюрализм и разнообразие социологических школ в отдельных странах были и остаются важными предпосылками эффективного развития науки. Речь идет об интеграции всех социологических парадигм, концепций в поисках истины. 
Можно предложить также иную классификацию:
1. Первыен попытки описания общества.
1.1 Натурализм, позитивизм в С 19 в. (Конт, Спенсер)
1.2 Психологизм в С. на рубеже 19-20 вв. (Фрейд).
2. Основополагающие социологические теории
2.1 С. К. Маркса.
2.2 Концепция Ф. Тенниса.
2.3 Формальная С. Зиммеля.
2.4 Вебер и "понимающая С."
2.5 Дюркгейм - социологизм, "объясняющая С."
2.6 Парето - тоерия элит.
3. Американская С.
3.1 Чикагская школа (Знанецкий, Парк, Уогборн).
3.2 Колумбийская школа (Лазарсфельд, Морено).
4. Современная С.
4.1 Структурно-функционалистская парадигма (Парсонс, Мертон).
4.2Бихевиоризм (Скиннер, Хоманс).
4.3 Символический интеракционизм (Кун, Дж. Мид).
4.4 Феноменологическая С. (Шюц).
4.5 Неомарксизм франкфуртской школы (Адорно, Маркузе, Фромм)
5. Современные теории
5.1 Конструктивный структурализм Бурдье
5.2 Теория структурации Гидденса.
5.3 Теория коммуникативного действия Хабермаса.
5.4 Теория самореферентных систем Лумана. К3

Донаучный этап.
В античности существовало две традиции по отношению к обществу: Общество естест-венно (Аристотель) и общество искусственно (Платон).
Средние века
Человек выступает как гражданин мира, речь идет о человечестве в целом. Мир — это большое государство. Человечество в нем едино. Доминировала идея регресса: человек из-начально грешен.
Эпоха Возрождения
Начали появляться утопические идеи: Томас Мор (1478—1538), Томмазо Кампанелла (1568—1639), Фрэнсис Бэкон (1561—1626), Макиавелли знаменует переход от социального утопизма к политическому реализму. Создал теорию разделения государства и гражданского общества
Новое время
Томас Гоббс (1688—1779) создал понятие общественного договора. В его труде Левиа-фан осуществляется идея перехода к гражданскому обществу и обоснование легитимности власти. Джон Локк (1632—1704) Естественное состояние по Локку — это равенство, где гос-подствуют законы разума. По Локку государство — это желание сохранить свободу и естест-венность. Главное отличие естественного состояния от гражданского по Локку — наличие общего установленного закона. Заключение общественного договора ограничивает свободу государства.
Первые попытки описания общества.
Впервые в научный оборот термин социология ввёл Огюст Конт (1798—1857), став осно-воположником позитивной философии. Огюст Конт создавал свои труды будучи личным секретарем знаменитого философа -утописта Клода Сен-Симона, (1760—1825) , учение которого оказало сильное влияние на формирование научных взглядов Огюста Конта. Под социологией Конт понимал всю совокупность знаний об обществе. По его мнению социология должна взять из естествознания такие методы как наблюдение, эксперимент и сравнительный анализ. Конт делил социологию на социальную статику и социальную динамику. Социология по Конту исследует законы исторического развития, так как сущность общественных явлений в их историчности. Конт считается основоположником социологии, так как первым поднял вопрос создания науки об обществе, однако реальный фундамент этой науки заложили другие исследователи.
Натурализм в социологии XIX века
Среди первых социологов также следует назвать Герберта Спенсера (1820—1903). Его можно считать основоположником социал-органицизма и эволюционизма. Слабость идей органицизма в том, что аналогии подменяли конкретный анализ (органицисты пытались ус-танавливать закономерности в обществе по аналогии с закономерностями в живых организ-мах). Спенсер сформулировал независимо от Дарвина свою теорию эволюции.
Социальная эволюция по Спенсеру — это часть всеобщей. В ней также действуют два фактора: борьба за существование и выживание наиболее приспособленных (естественный отбор). Он выделял две стороны процесса эволюции — интеграция и дифференциация: от неустойчивости к устойчивости, и три фазы эволюции: неорганическая, органическая, надор-ганическая. Социальная эволюция — это часть надорганической, которая отличается уровнем сложности, темпами изменения и важностью следствий. Идеи эволюционизма развивались во многих странах независимо.
Уильям Самнер (1840—1910), США. Считал, что социальная эволюция происходит неза-висимо от воли и желания людей и законы естественного отбора и борьбы за существование универсальны. Основная работа Самнера: «Народные обычаи», где он осуществляет попытку объяснения происхождения и развития некоторых важных групповых привычек и социальных форм жизни людей. Обычай по Самнеру — стандартные групповые формы поведения, выступающие на уровне индивида как привычки. Ввел понятие In-референтных и Out-референтных групп.
Психологизм в социологии на рубеже XIX—XX веков
На рубеже веков психологизм в социологии выступает общей тенденцией. Это связано с тем, что психологи стали учитывать социальные факторы, а не только психологические, а со-циологов не удовлетворяли биологические аналогии в социологии. Психологический эволю-ционизм разрабатывал Франклин Гиддингс (1855—1931)) — основатель первой в США ка-федры социологии. Позже он встал на позиции позитивизма и бихевиоризма. Вильгельм Вундт (1832—1920), Германия. Написал труд «Психология народов», который был попыткой начать исследования взаимоотношений культуры и индивидуального сознания. Уильям Мак-Дугалл (McDougall), (1871—1938), США. Считал, что теоретической основой всех социальных наук должна быть психология инстинктов. Называл свою концепцию «гормической психологией». Габриель Тард (1843—1904) — один из основоположников социальной психологии. Модель социального бытия у Тарда выглядит, как взаимоотношения двух индивидов, один из которых подражает другому. Источник всех социальных явлений — взаимодействие открытий и подражаний. Критиковал Дюркгейма за отрыв «социальных фактов» от их личностно-психических оснований. Законы социологии Тард делит на логические и внелогические. Логические объясняют, почему одни инновации распространяются, а другие нет, насколько созрела потребность в новшестве. Густав Лебон (1841—1931), Франция. Описывал «Психологию толп». Анализируя проблемы «психики толп», Л, отмечал такие ее особенности, как преимущественно эмоциональный характер, зараженность общей идеей, сознание непреодолимости собственной силы, утрата чувства ответственности, нетерпимость, догматизм, внушаемость, импульсивность и готовность следовать за лидерами.
Потому критиковал идеи социализма.
Основополагающие социологические теории
Социология Карла Маркса
Карл Маркс, (1818—1883), Германия.
Он разработал теорию классов и классовой борьбы, теорию общественно-экономических формаций и теорию капитализма. Общество по Марксу антагонистично (противоречиво). Противоречия возникают из-за частной собственности: классы Маркса — это «Социальные группы, находящиеся по отношению друг к другу в неравном отношении и борющиеся». Маркс доказывал, что Существование классов связано с определенными фазами развития производства Классовая борьба ведет к диктатуре пролетариата, а это приведет к уничтожению классов. Термин «Формация» заимствован из геологии. По Марксу — это ступень развития общества. Структура общественно-экономической формации: в основании лежит способ производства (экономика). Затем — надстройка: право, политика, религия, наука. Классификация формаций осуществляется по способу производства в обществе. По Марксу формации в обществе сменяются последовательно, путем революции, которая возникает как результат нарастания противоречий между производительными силами и производственными отношениями. Формации — первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и, в итоге, коммунистическая. Маркс рассматривал общество как систему связей и отношений между индивидами, как результат трудовой деятельности людей, он ввел в социологию системное видение общества, заложил основы конфликтной модели общества.
Концепция Фердинанда Тённиса
Фердинанд Тённис (1855—1936), Германия. Основоположник немецкой классической социологии. Возглавлял германское социологическое общество с 1921 года. Социология Тённиса вытекает из противоречия между рационалистическим и историческим подходами к проблеме возникновения государства, права и социальных институтов. Основная работа: «Общность и общество». Тённис разработал формальную социологию, анализирующую свой предмет независимо от его отдельных содержательных характеристик. Это способствовало предметному и методологическому самоопределению социологии. Также он осуществил антипозитивистский переворот в истории социологии, который заключается в переходе от понимания общества как механической свзяи, к пониманию общества как субъективно-смысловой реальности.
Формальная социология Георга Зиммеля
Георг Зиммель (1858—1918), Германия. Основоположник «формальной социологии». Общество для Зиммеля — это совокупность форм взаимодействий (форм социации) а поэто-му они должны исследоваться сами по себе, а не как функциональные элементы целого. Главный объект исследования Зиммеля – обобществление или взаимодействие, и оно пер-вично по отношению к обществу.
Макс Вебер и «Понимающая социология»
Макс Вебер (1864—1920), Германия. Родоначальник «Понимающей социологии». Разработал теорию бюрократии. Предмет его анализа — поведение человека, которое можно понятно истолковать. Отличие понимания истории от понимания социологии — в действиях индивида есть некий смысл. Таким образом, предмет социологии — действие, связанное с субъективно подразумеваемым смыслом. Понятны только осмысленные действия, то есть, направленные на достижение явно означенных индивидом целей. Создал типологию действий: Целерациональное (идеальный тип, чисто рациональное действие), Ценностно-рациональное, Аффективное, Традиционное. По Веберу, социология изучает только те действия, которые может объяснить.
Эмиль Дюркгейм — социологизм
Эмиль Дюркгейм (1858—1917), Франция Основатель социологического реализма. Осно-ватель функционализма. Основатель социологии религии. По Дюркгейму основу социальной жизни составляют социальные факты, не сводимые ни к экономическим, ни к психологиче-ским, ни к физическим факторам действительности и обладающие рядом самостоятельных характеристик. Их главные признаки — объективное, независимое от индивида существова-ние и способность оказывать на индивида давление — «принудительная сила». Согласно принципу социального детерминизма он при изучении общества требовал объяснять «соци-альное социальным». Широко известны работы «Самоубийство» и «Метод социологии».
Вильфредо Парето — теория элит
Вильфредо Парето (1848—1923), Италия. Концепция называется: акцентуированный ги-перпозитивизм. Его философская антропология направлена против рационалистической мо-дели человека, когда человек сначала обдумывает поступки, а потом действует. По Парето человек сначала действует, а потом ищет основания своих действий. Таким образом, человек в духе Фрейда иррационален и стремится рационально объяснить иррациональные основа-ния своего поведения. Общество — система, состоящая из взаимосвязанных частей (механи-стическая модель общества). Теория элит: элита бывает властная и потенциальная. Основной тезис Парето — общество это кладбище аристократии. Элиты постоянно циркулируют и дви-жутся, Парето описывает признаки упадка аристократии — они пытаются присвоить себе максимум богатств и становятся очень либеральными, после чего погибают.
Американская социология
Особенность институционализации социологии в США в том, что социология сразу полу-чила доступ на университетские кафедры. Особенность американской социологии — ориен-тация на практическую работу. Многие отождествляли социологию с социальной работой. Главная проблема того периода — отсутствие теоретической и методологической базы. Две главные характеристики — эмпиризм и прагматизм. Первая кафедра социологии в мире поя-вилась в Чикагском университете.
Чикагская школа
Флориан Знанецкий (1882—1958). Считал, что социология — наука о социальной организации, изучающая правила поведения, которые касаются активных взаимоотношений как между отдельными членами группы, так и между каждым ее членом и всей группой в целом. Ядром социальной организации выступает социальный институт. Изменение общества трактуется как взаимодействие с окружающей средой. Общество меняется, приспосабливаясь к среде, человек — адаптируясь к обществу. Разработал концепцию социального действия: социальное действие — это поведение, которое стремится воздействовать на других людей. Два основных типа действия — приспособление и оппозиция. Роберт Парк (1864—1944). Парк понимал социологию как науку о коллективном поведении. Общество — это организация социального контроля. Социальный контроль — общество символов, знаков и значений, которое преобразует коллективное поведение во взаимодействие. В работе «Город» рассмотрена проблема социальной экологии: социальная экология позволяет рассматривать город как своеобразную органическую целостность, обладающую структурой, закрепляющую функции за отдельными социальными институтами и группами. Социальную экологию интересует значение позиций во времени и пространстве. В работе «Город» показан принцип расселения по принципу борьбы за существование. («Самое лучшее для самых лучших»). Посредством порядков в обществе поддерживается динамическое равновесие, степень свободы уменьшается. Центральная проблема социальной экологии — проблема равновесия и кризисов.
Колумбийская школа
Пауль Лазарсфельд (1901—1976). Разрабатывал качественные и количественные методы в социологии. Социологи изучают человека вообще, а методолог — социолога в работе. Лазарсфельд полагал, что такая методология может возникнуть только при развитии социологии. Требовал единства количественных и качественных методов, чтобы не разделять теорию и практику. Яков Леви Морено (1892—1974). Основоположник нового направления на стыке социологии, психологии и философии — социометрия (исследование малых групп). Социометрию можно назвать антипозитивизмом. Это особая школа социальной науки и практики, новый, особый подход к изучению социальных явлений. Свою процедуру Морено противопоставляет психоанализу. Социальная реальность по Морено — это совпадение внешнего представления общества и социометрической матрицы.
Современная социология
Структурно-функционалистская парадигма
Альфред Радклифф-Браун (1881—1955) первым применил системный подход к изучению обществ. Общество по нему — это суперорганизм, который имеет необходимые условия существования, из-за которых и возникают социальные институты. Функция социальных явлений — создавать и поддерживать солидарность. Бронислав Малиновский (1884—1942) уточняет понятия функции и применяет функциональный подход к изучению культуры. То есть каждый элемент культуры первобытного общества выполняет важную функцию.
Талкотт Парсонс (1902—1979). Классик мировой социологии, основоположник системно-функциональной парадигмы. Разработал метатеорию — теорию действия, на её основе — теорию систем. Предложил структуру элементарного акта действия:
Агент (действующее лицо) = актор. Понимается не как организм, а как сознание, «Я». 
«Цель» — такое будущее положение вещей, на которое ориентировано выполняемое действие. 
Ситуация действия (она разбита на средства и условия). Средства контролируются, а ус-ловия нет. 
Нормативная ориентация — ценностная оценка средств, которая накладывает ограниче-ния. 
Основные черты функционализма для самого общества таковы:
Общество рассматривается как система. 
Процессы системы рассматриваются с точки зрения взаимосвязанности ее частей. 
Подобно организму система считается ограниченной (то есть в ней действуют процессы, направленные на сохранение целостности ее границ). 
Основные функции, которые должны выполняться в любой социальной системе:
Адаптация — система адаптируется к условиям. 
Достижение цели — достижение конкретных целей и мобилизация средств для получе-ние результатов. 
Интеграция — связь между элементами. 
Воспроизводство образца (латентность) — запас внутренней прочности (для социальных систем) и возможность выдерживать напряжение между элементами. 
Теорию дорабатывал Роберт Мертон (1910—2003). Ввел в социологию понятие ТСУ (Теории среднего уровня), понятие явных и латентных функций. Построение всеобъемлющей теории считал преждевременным, так как для этого нет материалов. Теория Парсонса по его мнению не применима к практике, потому нужна альтернатива — ТСУ. ТСУ — теории, ориен-тированные на ограниченный круг явлений и подкрепленные эмпирическими данными (на-пример, изучение преступности дает материал для теории девиации и т. п.). Основная теоре-ма функционального анализа Роберта Мертона: «Точно также, как одно и то же явление мо-жет иметь многочисленные функции — так и одна и та же функция может по-разному выпол-няться различными явлениями»
Бихевиоризм
Концепцию разработал Б.Скиннер (1904—1990). Скиннер полагал, что элементарные принципы поведения животных характерны и для человеческого поведения. Поведение ин-дивида обуславливается и контролируется окружающей средой (язык, обычаи). Дж. Хоманс (1910—1989) на этой основе разработал теорию обмена. Основная проблема социологии по Хомансу: решить, как поведение многих людей в соответствии с психологическими положе-ниями сплачивается для образования и поддержания устойчивых социальных структур. Хо-манс концептуализировал человеческое поведение как обмен вознаграждениями и наказа-ниями. Оперантное поведение — подкрепление.
Символический интеракционизм
Чарльз Гордон Кули (1864—1929). Он сам называл себя не социологом, а социальным психологом. Основная проблема, которая волновала интеракционистов — каким образом взаимодействие между индивидами формируют социальную структуру и как эти социальные структуры, выступая в роли сети взаимодействий, формируют индивидов. Человеческая природа по Кули — продукт коммуникации. Человек становится личностью и развивает свое «Я» посредством интеракции между людьми. Каждый индивид — продукт определенной специфической комбинации отношений между людьми. «Я» всегда динамично, оно находится в постоянном изменении. Символический интеракционизм Дж. Г.Мида (1863—1931). Мид ничего не писал сам, его книга написана с лекций студентов. Основной тезис Мида — что личность и социальное действие формируется с помощью символов, которые приобретаются в процессе социализации и взаимно подтверждаются и изменяются в процессе социального взаимодействия его участниками. В данном контексте основная способность человека — сознание и способность к интерпретации. Ввел в социологию понятие «Self» — «Самость». Оно означает что человек относится к себе как к объекту (рефлексия). Наличие self позволяет интерпретировать мир. Self делится на I и Me. «Me» — воспринятая и усвоенная индивидом организованная совокупность социальных установок, норм, диспозиций. «I» — импульсивное Я. Me — требования к человеку, а I — реакция на это, нерефлексируемая часть.
Феноменологическая социология.
Альфред Щюц (1899—1959) Феноменология — наука о феноменах, которые существуют в сознании непосредственно, и не связаны с умозаключениями. Основные понятия в фено-менологической социологии Щюца: жизненный мир и естественная установка. Первое — это все, на что направлено сознание. Второе — дорефлексивная точка зрения. Предметом фено-менологии является процесс приобретения человеком социального опыта и то, как его опыт определяет общение с миром. Взаимопонимание людей происходит благодаря процессам типизации и идеализации. Питер Бергер (р. 1929) и Томас Лукман (р. 1927) Общество по Бер-геру-Лукману включает два основных момента: существует как субъективная и объективная реальность.
Общество — непрерывный диалектический процесс. Во взаимоотношениях вырабаты-ваются общие значения, а взаимодействия типизированы. Общество как объективная реаль-ность строится на экстернализации и объективации (включающую институционализацию). Для передачи знания его нужно объективировать. Для поколения, которое его создаёт впер-вые оно субъективно, для следующего уже объективно. Важно понятие роли, так как оно по-казывает институционализацию. Процесс перевода объективированного социального мира в сознании в ходе социализации — интернализация. Человек — социальный продукт, общест-во и объективная реальность, и человеческий продукт.
Теория интегрального синтеза.
Разрабатываются с 70-х годов XX века. Юрген Хабермас (р. 1929) Последний представи-тель Франкфуртской школы. Первый представитель теории интегрального синтеза. Пытается соединить марксизм с новейшими тенденциями современной философии \ социологии (герменевтика, феноменология). Создал труд: «Теория коммуникативного действия». Это теория общества, стремящегося выяснить свои критические масштабы: попытка перенести теорию общества в парадигму коммуникации, так как именно коммуникативная модель дает возможность выявить универсалистский рационалистический потенциал структур сознания и указать на использование этого потенциала в социальных процессах модернизации. Есть два способа рассмотрения общества — общество как жизненный мир и общество как социальная система. Жизненный мир — общества с точки зрения субъекта, система — общество с позиции наблюдателя извне. Система колонизирует жизненный мир. В итоге он может быть разрушен. Выход в его рационализации.
Конструктивный структурализм Пьера Бурдье.
Пьер Бурдье (р. 1930). Теоретическая позиция: попытка избежать противопоставления теоретической и эмпирической социологии (практический социолог).Цели Бурдье — иссле-довать диалектическую связь между объективными структурами и субъективными явления-ми. Вместо понятий субъект и индивид он вводит понятие «агент», который осуществляет стратегии, то есть системы практик. Основными понятиями также являются «габитус» и «по-ле». Понятие «габитус» ввел Мишель Мосс. Габитус — это система приобретенных диспози-ций, порождающая и структурирующая практику агента и его представления. Так как Бурдье отказывается от понятия структуры, он заменяет его понятием поля. Поле — сеть отношений между объективными позициями. Преимущественно Бурдье говорит о трех полях и видах ка-питала: экономическом, культурном, социальном.


Категория: Ответы на вопросы | Добавил: socna5 (05.12.2008)
Просмотров: 5171 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 2.5/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]