Главная » Статьи » Ответы на вопросы

Социальная структура и социальные роли в экономике капитализма Зомбарт и Шумпетер

Социальная структура и социальные роли в экономике капитализма Зомбарт и Шумпетер

Зомбарт

Если Веблен касался характеристик рабочего класса лишь для сравнения с праздным, то немецкий экономист и социолог Вернер Зомбарт (1863—1941) специально обратился к данному вопросу в отдельной работе, названной «Пролетариат».
Зомбарт определил пролетариат как социальный класс неимущих, наемных рабочих, вынужденных продавать свою рабочую силу. К концу 19 в этот класс составлял до 70% населення Германии и становился самым многочисленным классом. Характеристики ра-бочего класса. 1. Пролетариат – типичный представитель городского населения - ритм его жизни задан производством, у него нет чувства природы, красоты. У пролетария нет чувства своей родины, где он мог бы иметь корни, у него нет дома — он переезжает с места на место в зависимости от спроса на рабочую силу, снимая комнату или маленькую квартиру. Раз у него нет своего места, дома, родины, куда бы возвращались его мысли и воспоминания, то у него нет и нежных, сентиментальных чувств, его окружение случайно и безразлично. Так пролетарий теряет свойственную человеку естественность, связь с окружающим его миром природы.
2. Пролетариат не имеет своих социальных корней. В отличие от крестьянина, у него нет родины в социальном смысле — если в деревне все жители связаны общественным мнением, обычаями, традициями, праздниками, религией, то у пролетария нет общества соседей, нет общих традиций, у него нет даже родни, поскольку семья становится малочисленной. Все это отнимает чувство безопасности и включенности в социальное окружение. Рабочий образ жизни разрушает семью, так как продолжи-тельный труд отнимает возможность проводить время в семье, воспитывать детей. Вследствие жилищной нужды рабочий не видит возможности отдохнуть в семье, поэтому он бежит в кабак. Так нарушаются и нравственность, и нормальные семейные отношения.
3. Для пролетариата изменяется характер труда и трудовых общностей, в отличие от тра-диционных классов. Постоянная перемена места работы и технические усовершенство-вания в условиях разделения труда не дают рабочему чувства профессии и профессио-нальной общности (если, например, работник изготавливает лишь шляпки для гвоздей). Машинное производство делает труд простым, безличным и безразличным, рабочий не заинтересован в результате труда, поэтому это не его профессия, а профессия его хозяи-на. 
4. У пролетария нет никакой собственности, это означает, что у него нет ничего чем бы он дорожил и за что бы держался
Но пролетариат приобретает некоторые новые черты. Поскольку он свободен от тради-ций и обычаев, постольку ему легко воспринимать все новое, он свободен от предрас-судков и предубеждений. В отличие от крестьянина, жизнь которого имеет в основе ин-стинкт, жизнь пролетария: более рациональна, кроме того, работа с техникой требует большего напряжения мыслительной деятельности. Отсюда возникает тяга рабочего к образованию, хотя и догматическому, поскольку у него нет творческого мышления. Ра-ционализм связан с ростом индивидуализма - рабочий более ответствен за свою судьбу, он не чувствует заботы общины о себе. Капитализм использует массовый труд, пролета-рий сливается с общей массой, у него есть чувство принадлежности к толпе. Это чувство толпы ведет к тому, что толпа становится «новым богом» пролетария; отсюда возникают классовое самосознание, солидарность, подчиненность вождям. Изнуряющий труд, развитие рационального восприятия мира— все это создает почву для недовольства, рабочий начинает искать причину своего положения во внешнем социальном по¬рядке, считал Зомбарт. Кроме того, отсутствие личной жизни, удовлетворения в труде толкает его еще больше в политику. Соединяясь с другими представителями массы, он рассчитывает на введение нового социального строя и на насаждение диктатуры масс. Так возникает социализм, заключал Зомбарт.

Шумпетер

Главная заслуга Шумпетера в развитии теории экономической социологии—это разра-ботка теоретических основ роли предпринимательства, представленная в работах «Тео-рия экономического развития», «Может ли капитализм вы жить?», «Капитализм, социа-лизм и.демократия», «Будущее частного предприятия перед лицом современных социалистических тенденций», «Замечания к плану исследования предпринимательства».
Свое исследование Шумпетер начал с нового подхода к определению производства. Производство для Шумпетера является комбинацией производительных сил, в результате которой появляется продукт. Функция предпринимателя в экономике связана с развитием и воплощением новых комбинаций, именно она обеспечивает развитие производства в отличие от его статического функционирования. Под «новой комбинацией» подразумевается производство нового, еще не известного потребительского товара, внедрение нового метода производства, освоение новых рынков сбыта, получение нового источника сырья, проведение реорганизации предприятия (например, создание для него монопольного положения) и т. д. Предпринимательская деятельность обеспечивает возможность получения прибыли, которая в условиях статического хозяйства и эквивалентности стоимостных отношений не может вообще иметь места.
Предпринимательская деятельность связана с применением уже имеющихся средств, а не созданием новых. Предприниматель не обязательно является самостоятельным вла-дельцем предприятия. И если раньше это было типичным, то теперь все чаще предпри-ниматель — либо служащий акционерной компании, либо временно участвует в органи-зации нового дела, поэтому не всегда предприниматель выступает капиталистом. Кроме того, предпринимательство не связано только с капиталистической общественной формацией: и помещик, и вождь первобытного племени, и руководитель социалистического предприятия могут быть, по словам Шумпетера, предпринимателями. Качества предпринимателя - инициатива, авторитет, дар предвидения, умение действовать решительно, брать на себя ответственность, идти в одиночку, добиваться поставленных целей,. Не каждый хозяйственный субъект обладает подобными качествами, поэтому предпринимательство - особый тип поведения, предполагающий, что предприниматель делает не то, что другие и не так, как другие. Предпринимательство не является профессией и в подобном состоянии человек не находится длительное время, поэтому нельзя относить предпринимателей; в особый социальный класс, хотя многие из них имеют особые стиль жизни, систему моральных и эстетических ценностей. У препринимателя нет стремления к приобретению благ или просто к прибыли как средству удовлетворения потребностей. Наоборот, достигнув определенного уровня, материальные блага перестают быть для него важными, становятся побочным условием. Еще более это относится к праздности - у предпринимателя, по Шумпетеру, в еще большей степени развита неприязнь к празд-ным удовольствиям и досугу. Предприниматель находится в постоянном движении, он одержим стремлением к успеху (и величина прибыли символизирует этот успех), жела-нием реализовать себя в избранной сфере, свободно осуществлять свои интересы. Предпринимательская деятельность, отмечал Шумпетер, в большей степени относится к творчеству, чем к экономической деятельности. В современном капиталистическом обществе роль предпринимателя снижается. Общество не нуждается в людях, обладающих интуицией, склонных к инновациям и риску. Экономика становиться более бюрократизированной, управляемой и прогнозируемой.


Категория: Ответы на вопросы | Добавил: socna5 (05.12.2008)
Просмотров: 3926 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]