Главная » Статьи » Ответы на вопросы

Дюркгейм о разделении труда.

Дюркгейм о разделении труда.

Книга «О разделении общественного труда» (1893), представляющая собой докторскую диссертацию, была первым обращением социологии к исследованию конкретных экономических процессов.
Исследуя типы правовых отношений, отражающих со¬лидарность в обществе, Дюркгейм доказывает, что разделение труда создает новый тип взаимодействия людей в обществе — органическую (или естественную) солидарность. В этом для него — соци-альная функция экономического процесса разделе¬ния труда.
Главную причину возникновения разделения труда Дюркгейм видел в распаде сегментарной структуры общества. Примитив¬ное общество состоит из ряда кланов и племен, не связанных между собой, и в рамках каждого клана люди примерно оди-наковы. Но постепенно происходит рост физической и мораль¬ной плотности—население возрастает в объеме при неизмен¬ной территории проживання, моральная плотность связана с ростом числа взаимодействий людей или общения в связи с не-сколькими причинами — переходом от кочевого к оседлому об¬разу жизни, от деревни к городу, с развитием средств коммуни¬кации— языка, дорог, почты и т, д.
Если бы сегментарная структура общества сохранялась при этих условиях, то оди-наковость людей и социальных групп не¬минуемо привела бы к межличностным и соци-альным конфлик¬там, так как на ограниченной территории однородные объекты прихо-дят н конфликтное состояние. Так возникает дифферен¬циация людей и типов экономи-ческой деятельности. Конечно, при этом надо учитывать, что дифференциация общества свя¬зана с индивидуальными причинами— люди живут в разных условиях, имеют разные привычки и обычаи, разную психоло¬гию.
Кроме того, разделение труда связано с некоторыми други¬ми социальными при-чинами. Во-первых, при переходе к моно¬теизму происходит ослабление коллективного сознания — в от¬личие от конкретной религии многобожества, монотеизм дает идею Бо-га вообще, свободу каждому пони¬мать Бога по-своему. Так возникает дифференциация индиви¬дуального сознания. Также при переходе к городскому образу жизни происходит ослабление традиции в обществе, это свя¬зано с тем, что в условиях концентрации большого числа лю¬дей человек свободен от общественного мнения и может не сле¬довать установленному образу жизни и экономической деятельности.
Итак, по Дюркгейму, разделение труда возникает потому, что у людей нет другого выхода, они могут сохранить общество только а условиях дифференциации деятельности и возрастания солидарности. Дюркгейм в своей теории разделения труда доказывает те¬зис возрастающей солидарности общества с ходом экономического развития. Этот вывод противоречит марксистскому поло¬жению об усилении социальных противоречий в развитом ка¬питалистическом обществе. Дюркгейм признает, что действительно существуют такие процессы, как антагонизм труда и капитала, кризисы, банкротства и прочее, они являются анормальными следствиями разделения труда. Нормальной функцией разделения труда является создание со¬лидарности, но есть и патология — это и есть указанные соци¬альные противоречия. Они возникают вследствие аномии — от¬сутствия организационных форм этих отношений. Например, ан¬тагонизм труда и капитала проистекает из-за неопределенности социальных прав и обязанностей капиталиста и рабочего, их отношения не урегулированы, поэтому капиталист имеет лишь смутное понятие о том, что надо заботиться о работниках, а ра¬бочий - о том, что надо прилежно трудиться. Для преодоления данной ситуации необходимо устранить состояние аномичности соци¬альных отношений, тогда разделение труда будет действительно соответствовать возрастающей солидарности в обществе. Центральной социологической идеей Дюркгейма является идея общественной солидарности. Ее решение связано, прежде всего, с ответом на вопрос: «Каковы те связи, котрые объединяют людей друг с другом?» Данная проблема рассматривается Дюркгеймом в работе «О разделении общественного труда» (1893). Это его первая крупная работа, написанная на базе его докторской диссертации. Она полностью посвящена теме взаимоотношения между обществом, коллективом и личностью. 
Дюркгейм считал разделение труда законом природы и рассматривал его с точки зрения соотношения личности и общества. Он задается вопросом: отвечает ли разделе-ние труда интересам личности, морально ли оно? А главное, как влияет разделение тру-да на социальную солидарность (взаимодействие индивидуальных психик, создающее систему ценностей и чувств т.е. «коллективное сознание», не сводимое к отдельным ин-дивидам; это понятие введено Дюркгеймом как связующая категория между обществом и ценностными представлениями) людей в обществе? В объяснении этой проблемы Дюркгейм отталкивается от идеи о двух типах общества: традиционное и современное. Отсюда он выделяет два типа социальной солидарности. Во-первых, механическую солидарность, которая была типична для традиционного общества и основывалась на неразвитости и сходстве составляющих общество людей. Индивид в таком обществе не принадлежит сам себе, а коллективное сознание почти целиком покрывает индивидуальные особенности, то есть отсутствует собственное Я, т. е. Я – то МЫ. Социальное принуждение выражалось здесь в строгих репрессивных законах, карающих за малейшее отклонение от норм коллективного поведения.
Во–вторых, органическую солидарность, которая порождается разделение общест-венного труда и, которая основана не на сходстве, а на различии индивидов. И если ме-ханическая солидарность предполагает поглощение индивида коллективом, то органи-ческая солидарность, напротив, предполагает развитие личности. Именно благодаря разделению труда индивид осознает свою зависимость от общества, которая раньше поддерживалась репрессивными мерами. Как подчеркивал Э. Дюркгейм, «так как раз-деление труда становится важным источником социальной солидарности, то оно (разделение труда) вместе с тем становится основанием морального порядка». Поэтому переход от механической солидарности к органической он считает не только историческим законом, но и главным показателем прогресса.
Рассматривая солидарность как высший моральный принцип, высшую универсаль-ную ценность, Дюркейм признавал моральным и разделение труда. Однако нельзя не заметить, что общество в котором доминирует органическая солидарность, создаёт ус-ловие для расцвета индивидуализма. Сама мораль и коллективная потребность предпо-лагают здесь проявить себя. Вместе с тем, в обществе, где уважается личность, для под-держания мирного существования дифференцированных индивидов необходимы об-щие ценности. В обществе высшим законом которого является индивидуализм важно придать коллективному сознанию достаточный авторитет и достаточно широкое содер-жание.
 Тем не менее, любое современное общество, в котором господствует органическая солидарность, чревато опасностью разъединения и аномалий. Дюркгейм, естественно, видит наличие социальных проблем и конфликтов. Однако тон считал их просто откло-нением от нормы, вызванным недостаточной отрегулированностью отношений между главными классами общества. В данном контексте Дюркгейм развивал идею создания профессиональных коопераций в качестве новых органов общественной солидарности. Они должны, по его замыслу, выполнять широкий круг общественных функций – от производственных до морально-культурных, вырабатывать и внедрять в жизнь новые формы, которые будут регулировать отношения между людьми и способствовать развитию личности. 


Категория: Ответы на вопросы | Добавил: socna5 (05.12.2008)
Просмотров: 5725 | Комментарии: 6 | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]