Главная » Статьи » Ответы на вопросы

Понимание социального Дюркгеймом и Кули.

Понимание социального Дюркгеймом и Кули.

Процесс вхождения индивида на социальный макро-уровень Кули детально раскрывает в концепции "зеркального Я". Социальность индивида начинается с осознания им собственного Я в связи с пониманием существования ОН, ОНИ, МЫ. Это осознание Я происходит вследствие взаимодействия с другими людьми - НЕ-Я, и понимания их отдельного существования. Другие люди являются тем зеркалом, благодаря которому социализируется Я. "Человеческая природа и социальный порядок (1902). В основе теории Кули лежат социальный организм и признание основополагающей роли сознания в формировании социальных процессов. Социальное "сверх-я" не существует без связи с индивидуальным Я.
Взаимоотношения между индивидами являются причиной формирования определенных ассоциаций людей, которые К. называет первичными группами. Эти группы отличаются тесными внутренними взаимосвязями своих членов через личные отношения. Они составляют основу общества, благодаря тому, что индивиды познают социальную действительность, идеалы, ценности, приобретают опыт, знания через свои взаимные контакты. Благодаря им осуществляется социализация индивида и формирование его собственного мировосприятия и менталитета. Такими первичными группами является семья, детские игровые группы, соседи.
В первичных группах формируется самосознание индивида от инстинктивного "само-ощущения" до социальных чувств (уважение, любовь, дружба, сочувствие). Индивид раскрывает социальное и входит в общество через особенности своих собственных представлений и самоощущений, дополняя их внешними.
Я - это зеркальное отражение совокупности тех впечатлений, которые, по мнению индивида, он оказывает на людей, которые его окружают. Исходя из этого, Кули в своей концепции зеркального Я выделяет три основных ее момента: Каким я кажусь другому индивиду Как он оценивает мой образ Вследствие этого восприятия - мое чувство гордо-сти или приниженности.
в 1894 г. он первым ввел в научное употребление термин "коммуникация", которую определял как механизм существования и развития человеческих оношении.
В социологии Кули объединяется индивид, группы и общество в единую целостную систему -психологический организм.
Дюркгейм разработал четкую концепцию предмета социо¬логии, а затем проверил ее эмпирическим путем. В своих «Правилах социологи¬ческого метода» (1895/1964), Дюрк-гейм утверждал, что особым предназначени¬ем социологии является изучение того, что он назвал социальными фактами. Он представлял себе социальные факты в виде сил и структур, которые носят внешний и принудительный характер по отношению к индиви-ду. Изучение этих крупномасштабных структур и сил, например институционализованного закона и коллективных моральных верований, и их влияние на людей стало волновать многих более поздних теоретиков социологии (например, Пар¬сонса). В книге «Самоубийство» Дюркгейм (Durkheim, 1897/1951) утверждал, что если он смог установить связь между таким родом индивидуального поведе¬ния, как самоубийство, с социальными причинами (социальными фактами), то это можно было считать убедительным примером значимости социологической дис¬циплины. 
В «Правилах социологического метода» Дюркгейм различает два типа соци¬альных фактов: материальные и нематериальные. Хотя в своей работе он касается обоих, основ-ной акцент делается на нематериальных социальных фактах (напри¬мер, культуре, соци-альных институтах), а не на материальных социальных фак¬тах (например, бюрократии, законе). раннее общество, главным образом, объединяли нематериальные социальные факты, н особенности строгая коллективная мораль, или то, что он назвал «кол-лективной совестью». Но из-за сложностей современного общества та самая «кол-лективная совесть» пришла в упадок. Первейшим объединяющим звеном в со-временном мире было сложное разделение труда, которое создавало зависимые отношения между людьми. 
Дюркгейм писал, что при рождении индивид находит готовыми законы и обычаи, правила поведения, религиозные верования и обряды, язык, денежную систему, функционирующие независимо от него. Эти образы мыслей, действий и чувствований существуют самостоятельно, объективно.
Следствием объективности социальных фактов была другая их характеристика — оказываемое ими на индивидов давление, принуждение последних к определенному действию. Поясняя это, Дюркгейм писал, что каждый человек испытывает на себе соци-альное принуждение. Юридические и моральные правила, например, не могут быть на-рушены без того, чтобы индивид не почувствовал всей тяжести всеобщего неодобрения. Точно так же обстоит дело с другими видами социальных фактов.
Фактам коллективного сознания, которые Дюркгейм назвал коллективными пред-ставлениями, являющимися сущностью морали, религии, права, он в известном смысле противопоставлял факты, понимаемые как формы общественного бытия, или факты морфологического порядка.
Социальная морфология должна изучать строение и форму частей общества, его «анатомическую структуру», которую составляют демографические и экономические факты — «субстрат» коллективных представлений. К морфологическим фактам относят-ся число и характер основных элементов общества, способы их сочетания, степень дос-тигнутой ими сплоченности, распределение населения на территории, характер путей сообщения, форма жилищ и т. д. [10, р. 171].
Морфологические факты составляют как бы «материальный», количественный аспект общества, в то время как факты коллективного сознания — коллективные представле-ния являются его духовым, качественным аспектом.
Морфологические факты и коллективные представления Дюркгейм назвал «внутренней социальной средой». Ее характеризует число индивидов на единице площади («материальная плотность») и степень концентрации «массы» («динамическая плотность»), выражающаяся в интенсивности социального общения индивидов, частоте их контактов, определяющей «качество общей жизни».
В теоретических концепциях Дюркгейма прослеживаются две главные тенденции. Первая из них — натурализм — исходит из понимания общества и его закономерностей по аналогии с природой, с естественными ее законами и связана с традициями философии Просвещения. Вторая — так называемый социальный реализм — пони-мание общества как реальности особого рода (sui generis), отличной от всех других видов реальности (физической, химической, биологической, психологическойСоци-альный реализм как теория общества является частью так называемого «социоло-гизма» Дюркгейма.
В теоретическом плане «социологизм» в противоположность индивидуалистическим концепциям утверждал принцип специфичности и автономности социальной ре-альности, более того, ее примата и превосходства над индивидами. По сравнению с индивидом общество рассматривалось как более богатая содержанием реальность. В методологическом плане для «социологизма» характерен принцип объективного научного подхода к социальным явлениям, требование объяснения социального другим социальным Я, а в связи с этим — критика биологического и психологического редукционизма. Социологизм имел непосредственное отношение к решению основного философского вопроса. Дюркгейм признавал связь сознания и материи, указывал на происхождение общественного сознания из «социальной среды». Сутью его концепции было стремление включить моральные и религиозные феномены в сферу естественных явлений, «имеющих условия и причины», но в то же время сохранить их специфику. Дюркгейм проводил четкое различие между индивидуальным и коллек-тивным сознанием. Коллективное, или общее, сознание французский социолог называл психическим типом общества, имеющим свой способ развития, несводимый к материальной основе, свои условия существования. Стремясь выразить динамический аспект коллективного сознания, его спонтанный, нерегулируемый характер, Дюркгейм ввел термин «коллективные представления» для обозначения эмоционально окрашенных общих идей и верований. И своему происхождению, и по своему содержанию они являются общественными, коллективными. При рассмотрении генезиса коллективного, или общего, сознания Дюркгейм опирался на идеи непрерывного развития природы и «творческого синтеза» простого в сложное.
Отношения индивидов в обществе истолковывались им как отношения ассоциации, в результате которой возникает новое качество — социальная жизнь как процесс дея-тельности.
Учение, согласно которому в процессе общения и ассоциации индивидов из фактов взаимодействия и коммуникации возникает новое качество — социальная жизнь, полу-чило у многих исследователей Дюркгейма название «ассоцианистского реализма» Под «независимостью общества» Дюркгейм подразумевал лишь его объективность по отно-шению к индивиду и особую качественную специфику, а не потусторонность, сверхъестественность. 
Указывая на земные социальные корни религии, Дюркгейм называл бога обществом. Употребляя понятия общества и бога как синонимы, он хотел предложить взамен об-ветшалых религиозных представлений новые, отвечающие критериям рациональности и светскости. Но, наделяя общество чертами священности, он рисовал его тем самым в традиционных религиозных красках. 
Взгляды Дюркгейма на общество эволюционировали. В своих ранних произведениях он настаивал на тесной взаимосвязи между коллективным сознанием и социальной средой. В зависимости от того, как меняется размер групп, плотность и мобильность их индивидуальных компонентов, отношение между индивидуальными умами и коллек-тивным умом, меняются и общие верования, санкционируемые последним. Позднее Дюркгейм стал считать коллективное сознание жизненным узлом всего общества.


Категория: Ответы на вопросы | Добавил: socna5 (05.12.2008)
Просмотров: 2589 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]