Главная » Статьи » Ответы на вопросы

Теория социальноя действия Парсонса.

Теория социальное действия Парсонса.

Рассм. элементарное действие, П.выделя¬ет следующие его 4 компонента, обра-зующие в целом сис¬тему:
1)наличие действователя или актора — действующего орга-низма;2)существование цели, на достижение которой направлено действие актора 3)наличие ситуации, в которой происходит действие («внешняя среда» действ), кот. можно представить в виде 2 составляющих:
а) условия действия, определяемые объективными обстоя¬тельствами;
б) выбираемые средства для достижения цели;
в) существование нормативной ориентации, т.е. усвоенных стандартов поведе-ния.
Для П. элементарное действие любой живой субстанции и действие социального актора — ин¬дивида, коллектива или любой другой общественной структуры едины по своей внутренней природе — они выступают как сис¬темы, представляют лишь её раз-ные уровни. При рассмотрении собственно социального действия Парсонс отме¬чает его специфику. 
Четырехуровневая структура социального действия точно та¬кая же, как и элемен-тарного действия. Но каждый элемент здесь имеет свою, значительно более сложную специфику. Действователь обладает социальной природой, что проявляется в его ста-тусах и, соответственно, адекватных им ролях. Статусы обозн. позицию индивида по от-ношению к другим, роли выражают «процессуальный аспект».— это своего рода относительно постоянные каналы ориентации между социальным действователем и другими социальными объектами. Норматив. ориентация приобретает социально-культурную характеристику, обусловлена усвоением индивидом ценностей и норм своей культурной среды, кот. позволяют связывать воедино цели и средства, определять, что приемлемо в качестве цели и средств. 
Вот как его схематически изображает сам Парсонс:
Подсистемы – Преимущественные функции:
Социальная – Интеграция
Культурная – Воспроизводство образца
Личностная – Целедостижение
Поведенческий организм – Адаптация
В итоге получилась система, состоящая из четырех подсистем и адекватных им преимущественных функций. При¬чем для соц. подсистемы все другие— куль¬турная, личностная, поведенческий организм — представляют собой окружающую среду. Отме-ченное иерархическое расположение подсистем показывает их двусто¬роннюю взаимо-связь. С одн. стор., каждый нижний уровень создает условия, производит энергию для более высоких уров¬ней, а с др.— высшие уровни контролируют те, кот. расположены ниже.
Ценностная ориентация включает в себя 3 мо¬дуса ориентации:
а) когнитивная (познавательная) ориентация опирается на нормы, усвоенные индивидом в процессе социализации; б) эмоциональная ориентация предполагает эмоциональную оценку позиции значимости того или иного объекта для удовлетво-рения потребности на основе оценочных стандартов; в) моральная ориентация осуществляет синтез ранее вынесен¬ных суждений о способе действия. 
Типы социальных действий
В завис. от соотношения модусов мотивационной и ценностной ориентации П вы-деляет четыре типа социаль¬ных действий: 1) — интеллектуальное действие, (вклю-чает в себя когнитивную мотивационную ориентацию и когнитивные ценностные стандарты); 2) — экспрессивное действие, предполаг. единство эмоц. ориентации и оценочных стандартов; 3) — моральное действие, включающее мотиваци¬онную оценочную ориентацию и моральные стандарты; 4) — инструментальное действие, наиб. сложное, которое включает в себя будущие цели, детерми¬нированные мотивац. ориентацией и оценочными стандартами, и средства достижения этих це¬лей, детерминированные когнитивными стандартами (представляет собой веберовское ценностно- рациональное действие).
В до¬пущениях, сделанных П. при анализе систем действия, мы сталкиваемся с про-блемой порядка. Парсонс нашел ответ на эту проблему в структ. функц-ме, ко¬торый, по его мнению, действует в пределах следующего набора допущений. 
1.Системы обладают свойством упорядоченности и независимости составных частей; 2. Системы имеют тенденцию к самоподдерживающемуся порядку, или рав¬новесию; 3 С-ма м. быть статичной или участвовать в упоряд. проц. изменений; 4. Характер одной части системы оказывает влияние на форму, которую мо¬гут принять прочие части; 5. Системы поддерживают границы со своей внешней средой; 6. Распределение и интеграция — два фундаментальных процесса, необходи¬мых для заданного состояния равновесия системы; 7. Системы имеют тенденцию к самоподдерживающемуся порядку, что вклю¬чает сохранение границ и взаимоотношений частей с целым, контроль мо¬дификаций внешней среды и контроль над тенденциями к внутренним из¬менениям системы.. Эти допущения привели П. к тому, что анализ упорядоченной структу¬ры общества стал иметь для него важнейшее значение. 
Типовые переменные
Продолжая обосновывать синтез субъективного и объектив¬ного в обусловленности С.Д., П обосновал методический инструментарий, позволяющий исследовать явные и латентные выборы, которые осуществляет актор по отноше¬нию к объектам ситуации, прежде чем действовать. предложил набор из пяти типовых переменных, содержащих дилеммы, решая которые индивид выбирает возможные ориентации действия: 1. «Афективность — аффективная нейтральность» выражает наше эмоциональное от-ношение к социальному явлению — какова эмоциональная интенсивность, прояв-ляемая актором по отношению к социальным объектам в данной ситуации. Например, следует ли профессору иметь приятельские, панибратские отношения со своими студен-тами или ему все же следует быть аффективно нейтраль¬ным, соблюдать дистанцию, держаться на расстоянии? 2. «Диффузностъ —- специфичность» предполагает выбор отношения к социальному объекту с позиции целост¬ной совокупности его свойств или конкретной специфики; 3. «Партикуляризм — универсализм». В этом случае речь идет о выборе в процессе взаимодействия общих или партикулярных стандартов. Партикуляризм предполагает выбор в пользу лояльности по отношению к членам своей группы; 4. «Приписывание — достижение». Проблема какой сделать выбор в плане оценки исполняемых индивидами социальных ролей на основе заданных, изначально данных или приписанных; 5. «Ориентация па коллектив — ориентация на себя» - ха-рактеризует дилемму главенства интересов собственными и обществ.(политик-на себя, спорстмен-на себя при отыгрывании соц. роли) Своей теории социального действия, по сути интерпретив-ной, нацеленной на понимание мотивации действия актора, П в конечном счете пытается придать структурно-функциональное обличье. В этом проявляется его интегрализм при создании теории социальной системы.
AGIL. Данная аббревиатура, образованная от английских слов Adaptation, Goal Attain-ment, Integration, La¬tency определение, можно сказать, что Парсонс считает следующее: существует инва¬риантный набор четырех функций, необходимых (характерных) для всех систем: адаптация (А), целедостижение (G), интеграция (I) и латентность (L), или под-держание ценностного образца. Система, для того чтобы выжить, должна выполнять следующие четыре функции.
1. Адаптация: система должна справляться с носящими случайный характер требова-ниями внешней среды. Она должна адапт-я к внешней сре¬де и приспосабливать среду к своим потребностям.
2. Целедостижение: система должна уметь определять свои первичные цели и дости-гать их.
3. Интеграция: система должна координировать взаимоотношения своих эле¬ментов. Она также должна управлять отношениями трех прочих функцио¬нальных императивов (A, G, L).
4. Латентная функция (поддержание ценностного образца): система должна питать, поддерживать и возобновлять как мотивацию индивидов, так и куль¬турные образцы, создающие и поддерживающие мотивацию.
Парсонс разработал схему AGIL для использования на всех уровнях своей тео¬ретической системы. 
Поведенческий организм — это система действия, которая выполняет функцию адапта-ции, приспосабливаясь и изменяя внешний мир. Система личности выпол¬няет функцию целедостижения, определяя системные цели и мобилизуя ресурсы для их достижения. Социальная система берет на себя функцию интеграции, кон¬тролируя системные элементы. Наконец, система культуры выполняет функцию поддержания ценностного образца, снабжая агентов нормами и ценностями, мо¬тивирующими их к действию.


Категория: Ответы на вопросы | Добавил: socna5 (05.12.2008)
Просмотров: 5185 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 4.5/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]