Главная » Статьи » Ответы на вопросы |
Основные понятия концепции социального действия Вебера.
Основные понятия концепции социального действия Вебера. Практика как единство целесообразной преобразующей деятельности и социальных форм ее осуществления, как действительное осуществление социальных структур, вос-принятых субъективным сознанием и через объективные социальные формы. Практика – это все, что социальный агент делает сам и с чем он встречается в социальном мире. Сюда, разумеется, включается и то, что понималось под деятельностью в марксизме: целесообразные преобразования предметов, взятые в их социальных формах. Практика не может быть сведена ни к объективному целенаправленному преобразованию социального мира, ни к субъективному опыту сознания. А является действительным осуществлением (объективных и субъективных) социальных структур. В самом общем виде она – событие социального мира, но ведь событие в свою очередь есть производное от изменения. Следовательно, можно сказать, что практика является изменением социального мира, производимым агеном.
Категория социального действия - одна из центральных методологических категорий веберовской социологии. Насколько важна для Вебера эта категория, можно судить по тому, что он определяет социологию как науку, изучающую социальное действие. «Социальным действием» следует называть такое, которое по своему смыслу, подразумеваемому действующим или действующими, отнесено к поведению других и этим ориентировано в своем протекании». Таким образом, социальное действие, по Веберу, предполагает два момента: субъективную мотивацию индивида или группы, без которой вообще нельзя говорить о действии, и ориентацию на другого (других), которую Вебер называет еще и «ожиданием» и без которой действие не может рассматриваться как социальное. Основной методологический исходный пункт Вебера можно было бы сформулировать так: человек сам знает, что он хочет. Разумеется, в действительности человек далеко не всегда знает, чего он хочет, ведь целерациональное действие — это идеальный случай. Но социолог должен исходить именно из этого идеального случая как из теоретико-методологической предпосылки. Вебер указывает четыре вида действия: целерациональное, ценностно-рациональное, аффективное и традиционное. «Социальное действие, подобно всякому действию, может быть определено: 1) целерационально, т. е. через ожидание опреде-ленного поведения предметов внешнего мира и других людей и при использовании это-го ожидания как «условия» или как «средства» для рационально направленных и регу-лируемых целей (критерием рациональности является успех); 2) ценностно-рационально, т. е. через сознательную веру в этическую, эстетическую, религиозную или как-либо иначе понимаемую безусловную собственную ценность (самоценность) определенного поведения, взятого просто как таковое и независимо от успеха; 3) аф-фективно, особенно эмоционально — через актуальные аффекты и чувства; 4) традици-онно, т. е. через привычку» Вебер убежден, что рационализация социального действия — это тенденция самого исторического процесса. Рационализируется способ ведения хозяйства, рационализируется управление — как в области экономики, так и в области политики, науки, культуры — во всех сферах социальной жизни; рационализиру-ется образ мышления людей, так же как и способ их чувствования и образ жизни в целом. Все это сопровождается возрастанием социальной роли науки, представляющей собой, по Веберу, наиболее чистое воплощение принципа рациональности. Наука проникает прежде всего в производство, а затем и в управление, наконец, также и в быт — в этом Вебер видит одно из свидетельств универсальной рационализации современного общества. | |
Просмотров: 4905 | Комментарии: 2 | |
Всего комментариев: 0 | |