Главная » Статьи » Ответы на вопросы

Вебер «Протестантская этика и дух капитализма».

Вебер «Протестантская этика и дух капитализма».

  Одной из основных работ М.Вебера является " Протестантская этика и дух капитализ-ма", в которой Вебер описал сравнительный анализ наиболее значимых религий и про-анализировал взаимодействие экономических условий, социальных факторов и религи-озных убеждений. В начале своей книги М. Вебер проводит детальный анализ статисти-ческих данных, отражающих распределение протестантов и католиков в различных со-циальных слоях. На основании данных, собранных в Германии, Австрии и Голландии он приходит к выводу, что протестанты преобладают среди владельцев капитала, предпринимателей и высших квалифицированных слоев рабочих. 
  Кроме того, совершенно очевидны различия в образовании. Так, если среди католи-ков преобладают люди с гуманитарным образованием, то среди протестантов, готовя-щихся, по мнению Вебера, к "буржуазному" образу жизни больше людей с техническим образованием. Он объясняет это своеобразным складом психики, складывающийся в процессе начального воспитания.
  Так же Вебер замечает, что католики, не занимая ключевых постов в политике и ком-мерции, опровергают тенденцию о том, что национальные и религиозные меньшинства, противостоящие в качестве подчиненных какой-либо другой "господствующей" группе концентрируют свои усилия в области предпринимательства и торговле. Так было с по-ляками в России и Пруссии, с гугенотами во Франции, квакерами в Англии.
  Он задается вопросом, с чем связанно столь четкое определение социального статуса во взаимосвязи с религией. И, не смотря на то, что действительно существуют объектив-но-исторические причины преобладания протестантов среди наиболее обеспечнных слоев населения, он все же склоняется к тому, что причину различного поведения следует искать в "устойчивом внутреннем своеобразии", а не только в историко-полит. положении.
  Далее следует попытка дать определение так называемого "духа капитализма", вынесенного в заглавие книги. Под духом капитализма Вебер понимает следующие: "комплекс связей, существующих в исторической действительности, которые мы в понятии объединяем в одно целое под углом зрения их культурного значения.
  Автор приводит целый ряд цитат Бенджамина Франклина, который является неким пропагандистом философии скупости. В его понимании идеальный человек - " кредито-способный, добропорядочный, долг которого рассматривать приумножение своего ка-питала как самоцель". Высшее благо этой этики в наживе, при полном отказе от наслаж-дения. И, таким образом, нажива мыслится как самоцель. В данном случае речь идет не просто о житейских советах, а о некой своеобразной этике. Так же можно сказать, что та-кая позиция является прекрасным этическим основанием теории рационального выбо-ра.
  Вебер замечает такую характерную особенность, что если рассматривать капитализм с точки зрения марксизма, то все его характерные черты можно обнаружить в Древнем Китае, Индии, Вавилоне, но
всем этим эпохам не хватало именно духа современного капитализма. Там всегда была жажда к наживе, деление на классы, но не было нацеленности на рациональную орга-низованность труда.
  Так, южные штаты Америки были созданы крупными промышленниками для извле-чения наживы, но там дух капитализма был менее развит, нежели в позднее образо-ванных проповедниками северных штатах.
  Исходя из этого, Вебер разделяет капитализм на "традиционный" и "современный", по способу организации предприятия. Автор приводит пример с введением сдельной оплаты труда на сельскохозяйственном предприятии в Германии. Так как сельхозработы носят сезонный характер, и во время уборки урожая необходима наибольшая интенсив-ность труда, то была проведена попытка стимулировать производительность труда за счет введения сдельной заработной платы, и соответственно, перспективы ее повыше-ния. Но увеличение заработанной платы привлекало человека, порожденного "традиционным" капитализмом, гораздо менее чем облегчение работы. В этом сказывалось докапиталистическое отношение к труду.
  Вебер считал, что для развития капитализма, необходим некоторый избыток населе-ния, обеспечивающий наличие на рынке дешевой рабочей силы. Но низкая заработан-ная плата отнюдь не тождественна дешевому труду. Даже чисто в количественном от-ношении производительность труда падает в тех случаях, когда не обеспечивает потреб-ностей физического существования. Но низкая заработная плата не оправдывает себя и дает обратный результат в тех случаях, когда речь идет о квалифицированном труде, о высокотехнологичном оборудовании. Т. е. там, где необходимо и развитое чувство от-ветственности, и такой строй мышления, при котором труд становился бы самоцелью. Такое отношение к труду не свойственно человеку, а может сложиться лишь в результате длительного воспитания. 
  Таким образом, радикальное различие между традиционным и современным капитализмом не в технике, а в человеческих ресурсах, точнее, отношении человека к труду. Идеальный тип капиталиста, к которому приближаются некоторые немецкие промышленники того времени, Вебер обозначал так: "ему чужды показная роскошь и расточительство, упоение властью, ему присущ аскетический образ жизни, сдержанность и скромность". Богатство дает ему иррациональное ощущение хорошо исполненного долга. 
  Далее Вебер анализирует современное общество и приходит к выводу о том, что ка-питалистическое хозяйство не нуждается больше в санкции того или иного религиозного учения и видит в любом (если это возможно) влиянии церкви на хозяйственную жизнь такую же помеху, как и регламентация экономики со стороны государства. Мировоззре-ние теперь определяется интересами торговли и социальной политики. Все эти явления той эпохи, когда капитализм, одержав победу, отбрасывает ненужную ему опору. По-добно тому, как он в свое время сумел разрушить старые средневековые формы регла-ментирования 
хозяйства только в союзе со складывающейся государственной властью он, может быть, использовал и религиозные убеждения. Ибо едва ли требует доказательство то, что концепция наживы противоречит нравственным воззрениям целых эпох. 
Отношение носителей новых веяний и церкви складывались достаточно сложно. К торговцам и крупным промышленникам церковь относилась достаточно сдержано, счи-тая то, что они делают в лучшем случае только терпимым. Торговцы же, в свою очередь, опасаясь грядущего после смерти, старались задобрить Бога, посредством церкви, по-дарками в виде крупных сумм денег, передаваемых как при жизни, так и после смерти.
Вебер проводит глубокий анализ эволюции взглядов на занятие мирской деятель-ностью предреформенной церкви. Он сразу же оговаривается, что программа этических реформы никогда не стояла в центре внимания кого-либо из реформаторов. Спасение души, и только оно, было основной целью их жизни и деятельности. Этические воздей-ствия их учений были лишь следствием религиорзных мотивов. Вебер считает, что куль-турные влияния реформ в значительной своей части были непредвиденными и даже нежелательными для самих реформаторов.
Вебер проводит морфологический разбор слова призвание в немецком и англий-ском языках. Это слово впервые появилось в Библии и далее оно обрело свое значение во всех светских языках народов, исповедующих протестантизм. Новое в этом понятии то, что выполнение долга в рамках мирской профессии рассматривается как наивысшая нравственная задача человека. В этом утверждении находит подтверждение централь-ный догмат протестантской этики в противу католицизму, отвергающий пренебрежение мирской нравственностью с высот монашеской аскезы, а предлагает выполнение мир-ских обязанностей так, как они определены для каждого человека его местом в жизни. Тем самым обязанность становится его призванием. Т. е. декларируется равенство всех профессий перед Богом.
Основные значимые догматы протестантизма: 1. Человек изначально грешен; 2. До начала жизни все предопределено; 3. Знак о том, спасен ты или нет можно получить лишь совершенствуясь в своей профессии; 4Послушание властям; 5.Отрицание превос-ходства аскетического долга над мирским; 6. Примирение со своим местом в мире.
Протестантская церковь отменила выкуп грехов. Взаимоотношения Бога и человека бы-ли определены предельно жестко - есть избранные и есть неизбранные, изменить ниче-го нельзя, но можно почувствовать себя избранным. Для этого необходимо, во-первых, тщательно исполнять свой профессиональный долг, а во вторых, избегать наслаждений - и в совокупности это должно обеспечить рост богатства. Так появился веберовский предприниматель - трудолюбивый, инициативный, скромный в потребностях, любящий деньги ради самих денег.


Категория: Ответы на вопросы | Добавил: socna5 (05.12.2008)
Просмотров: 2769 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]