Главная » Статьи » Ответы на вопросы

Понимающая социология Вебера.

Понимающая социология Вебера.

Определяя предмет социологии Вебер исходит из необходимости понимания предмета своего исследования, что, согласно Веберу, отличает социологию от естественных наук. Социология, по Веберу, так же, как и история, должна брать в качестве исходного пункта своих исследований поведение индивида или группы индивидов. Социология, говорит Вебер, рассматривает поведение личности лишь постольку, поскольку личность вкладывает в свои действия определенный смысл. «Действием, — пишет он, — называется... человеческое поведение... в том случае и постольку, если и поскольку действующий индивид или действующие индивиды связывают с ним субъективный смысл» Социология, по Веберу, должна быть «понимающей» постольку, поскольку действие индивида осмысленно. Но это понимание не является «психологическим», поскольку смысл не принадлежит к сфере психологического и не является предметом психологии.
С принципом «понимания» связана одна из центральных методологических категорий веберовской социологии — категория социального действия.
В своих исследованиях Вебер вводит понятие идеального типа, который занимает клю-чевую роль в его исследованиях. Идеальный тип не извлекается из эмпирической ре-альности, а конструируется как теоретическая схема. Вебер называет идеальный тип «продуктом нашей фантазии, созданным нами самими чисто мыслительным образова-нием» Такие понятия, как «экономический обмен», «homo economicus» («экономический человек»), «ремесло», «капитализм», «церковь», «секта», «христианство», «средневековое городское хозяйство», суть, согласно Веберу, идеально-типические конструкции, употребляемые в качестве средств для изображения индивидуальных исторических образований. Чтобы разрешить это противоречие, Вебер разграничивает исторический и социологический идеальные типы. Задача социологии — устанавливать общие правила событий безотносительно к пространственно-временному определению этих событий. В этом смысле идеальные типы как инструменты социологического исследования. «Чистые типы» пригодны в исследовании тем больше, чем они чище, т. е. чем дальше от действительных, эмпирических существующих явлений.
  Противоречия, которые возникли в связи с образованием у Вебера идеально-типических понятий, в значительной мере связаны с различными функциями и различ-ным происхождением идеальных типов в истории и социологии. Если по отношению к историческому идеальному типу можно сказать, что он является средством познания, а не его целью, то по отношению к социологическому идеальному типу это не всегда так. 
  Очень важна роль учения Вебера о типах легитимного господства, т. е. такого гос-подства, которое признано управляемыми индивидами. Характерно веберовское оп-ределение господства: «Господство, — пишет он, — означает шанс встретить повино-вение определенному 
приказу» Первый тип господства — его Вебер называет «легальным» — в качестве «мотива уступчивости» имеет соображения интереса; в его основе лежит целерацио-нальное действие. К такому типу относятся Вебером современные европейские бур-жуазные государства: Англия, Франция, Соединенные Штаты Америки и др. Другой тип легитимного господства, обусловленный «нравами», привычкой к определенному поведению, Вебер называет традиционным. Традиционное господство основано на ве-ре не только в законность, но даже в священность издревле существующих порядков и властей; в его основе лежит, следовательно, традиционное действие. Чистейшим типом такого господства является, по Веберу, патриархальное господство. Третьим чистым ти-пом господства является, по Веберу, так называемое харизматическое господство. По-нятие харизмы (от греч. харисма — божественный дар) играет в социологии Вебера важную роль; харизма по крайней мере в соответствии с этимологическим значением этого слова есть некоторая экстраординарна способность, выделяющая индивида среди остальных и, самое главное, не столько приобретенная им, сколько дарованная ему природой, богом, судьбой. К харизматическим качествам Вебер относит магические способности, пророческий дар, выдающуюся силу духа и слова; харизмой, по Веберу, обладают герои, великие полководцы, маги, пророки и провидцы, гениальные художники, выдающиеся политики, основатели мировых религий — Будда, Иисус, Магомет, основатели государств — Солон и Ликург, великие завоеватели — Александр, Цезарь, Наполеон.


Категория: Ответы на вопросы | Добавил: socna5 (05.12.2008)
Просмотров: 3830 | Комментарии: 5 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]