Главная » Статьи » Ответы на вопросы

Понятие культурной формы: определение и методологический потенциал в социологической науки.

Понятие культурной формы: определение и методологический потенциал в социологической науки.

  Теоретические предпосылки. Форма социального Зиммеля как результат обобществ-ления содержания (цели, интересы, стремления, переживания), теряет связь с индиви-дуальными переживаниями, институализируется. Концепция культурного образца груп-повой жизни Щюца как основания повседневного взаимодействия. Это оценки, институ-ты, системы ориентации, регулирование нормами, обычаями. Упорядочивает соц.жизнь, делая её доступной для всех. Все заинтересованы в поддержании порядка, культурного образца. Культурная форма – культура групповой жизни, совокупность исторически изменчивых правил восприятия, суждения и поведения конкретного соц.сообщества. Сообщество – такая группа, в которой члены не знают друг друга в лицо, но осознают себя членами данного сообщества.
Сообщество- носитель -КФ. Становление КФ происходит по следующим этапам: форми-рование соц.интереса, ценностного ядра (внутреннее, доктринальное) и внешней пре-зентационной стороны (одежда, обряды, театрализация жизни). Анализ КФ позволяет выделить доктринальное ядро, специфический морально- эмоциональный 
Превращение формы в ритуал- создание социальных институтов, т.е. соц. институты формируются на основе ритуализованных форм поведения. В обществах со слабо разви-той институционной и стратификационной системой ритуалы выполняют функции соц. институтов. 
Ритуалы имеют символический характер. Символ – произвольный знак, вызывающий единообразную реакцию. Он связывает нас с прошлым, формируется в процессе обуче-ния и взаимного согласия людей. Согласно Лотману, символ отражает конвенциональ-ность отношений содержания и выражения, обладает единым замкнутым в себе значе-нием, отчётливой границей и способностью сохранять обширные тексты в свёрнутом ви-де. Символ пронизывает любой синхронный срез культуры по вертикали, приходя из прошлого и уходя в будущее, благодаря чему, остаётся важным механизмом культурной памяти. Элементарные символы (крест, круг) обладают большей культурно-смысловой ёмкостью, чем сложные. Современная символизация определяется институализацией ритуальной сферы, она опустошается, конкретно – жизненные обозначения заменяются предметно-рациональными конструкциями. В традиционной культуре – мифологическая символизация, её главная черта – идентичность. Система символов связана с мифами, которые обосновывают существование ритуала. Миф –ощущаемая, вещественная реальность, совокупность переживаемых категорий мысли и жизни, обладающая своей собственной истенностью, содержит возможность отрешённоти от нормального хода событий. 


настрой (состояние души), повседневные коды и символы одежды, лингвистическую концепцию (жаргон), особенный набор мизансцен. КФ владеет всеми признаками соц.института (нормами отношений между «своими» и «чужими», нормами внутригрупповой иерархии, отношений к государству и власти). Элементом КФ является групповая идеология – стиль мышления, будучи сформулированным, находит независимость от индивидов (образ мира, его динамика, правила интерпретации фактов и явлений, правила исключительности). Символические предметы отображают внутригупповую жизнь, благодаря которым группа включается в отношения функциональной и структурной зависимости с другими группами и институтами. 
В результате культурного разрыва (разрушение прежних культурных форм) появляется необходимость в создании новых культурных форм путём механизма культурных инс-ценировок (способ нахождения идентичности, поиск нового образа мира). 
Миф есть функциональной формой построения реальности: обеспечивает объединение объекта и субъекта (как и в репрезентативной культуре); создание коллективов, форми-рование идентичности и пространства. Примеры мифов: геополитика, футбольная ко-манда, борьба за независимость.
Ценности составляющие мифа, средство объединения коллективного субъекта – абст-рактные, устойчивые, иерархизированные представления, которые обеспечивают регу-ляцию поведения индивидов. Проблематику ценностей ввёл в социологию Вебер- каж-дый человеческий акт становится осмысленным только в соотношении с ценностями, определяющими нормы поведения и цели акторов. Они надсубъективны, бывают теоретическими (истина), политическими (справедливость), моральными (добро), эстетическими (красота). Томас и Знанецкий: ценность – любой предмет, который имеет содержание и значение для членов группы, это правила поведения, с помощью которых группа сохраняется, регулирует и распространяет соответствующие типы действий среди членов. Парсонс- как способ интеграции социальных систем на разных уровнях. Выделяют термальные и инструментальные. Лежат в основе культурной формы.
Практики – материальные, чувственно-предметные, целевые деятельности акторов, на-правленные на освоение и создание природных и социальных объектов. Это всё то, с чем соц. агент делает сам и с чем встречается в соц. мире. Способствуют развитию обще-ства и сознания. Устоявшиеся в определённом соц. пространстве и времени есть соц. ин-ституты. 


Категория: Ответы на вопросы | Добавил: socna5 (05.12.2008)
Просмотров: 2661 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]