Главная » Статьи » Ответы на вопросы

Соотношения культуры и общества в культурноаналитической традиции в социологии.

Соотношения культуры и общества в культурноаналитической традиции в социологии.

В рамках данной традиции человек рассматривается как культурное существо, которое осваивает среду обитания через ее осмысление. Общество и культура рассматриваются как 2 стороны 1-й реальности. Не отрицается объективность в культуре и социальных феноменах, предпринимается попытка понять, каким образом эта объективность возникает из субъективных действий человека. Различают следующие направления в культурно-аналитической традиции: понимающая социология Вебера, символический интеракционизм Мида и социальная феноменология Шюца. Вебер называет социальным действием – действие, соотносящееся по своим субъективным смыслам с действиями других людей. Таким образом, именно субъективный смысл конструирует социальное. общество – продукт человеческих действий, искусственное, созданное людьми явление, то есть, иначе говоря, культурный продукт. Задача социологии объяснить объективность социального мира, показать как она возникает из субъективно-ориентированных действий. По словам Кули, социальная природа человека 'вырабатывается в человеке при помощи простых форм интимного взаимодействия или первичных групп, особенно семейных и соседских, которые существуют везде и всегда воздействуют на индивида одинаково'. Она представляет собой некий общий для всего человечества комплекс социальных чувств, установок, мо-ральных норм, составляющий универсальную духовную среду человеческой деятельности. Томас считал, что социологи должны анализировать социальный мир в двуедином контексте: так, как его видит социолог через посредство объективных научных понятий, и так, как его видят сами действующие индивиды, согласно 'субъективному смыслу'. Этот подход можно трактовать как культурный анализ на микроуровне. Центральное понятие теории Мида - понятие межиндивидуального взаимодействия. По мысли Мида, именно в совокупности взаимодействий формируется общество и формируется индивидуальное сознание. Анализ взаимодействия Мид начинает с понятия жеста. Жест - это индивидуальное действие, начало и отправной пункт взаимодействия. Он является стимулом, на который реагируют другие участники взаимодействия. Жест предполагает наличие некоторого 'референта', то есть 'идеи', на которую он указывает. Это означает, что жест выступает в качестве символа. В понимании Мида, жест - не только и не столько физический жест, сколько 'вербальный жест' - слово. Поэтому язык им рассматривается как главный конституирующий фактор сознания. Шюц определяет жизненный мир, в котором 'мы, как человеческие существа среди себе подобных, живем в обществе и культуре, зависим от их объектов, которые воздействуют на нас и в свою очередь, подвергаются нашему воздействию' . Но социология не должна принимать этот мир 'на веру' как данное. Наоборот, ее задачей становится исследование природы этой данности. Это понятие применяется в социологии, как правило, интуитивно, ему недостает строгой определенности, иногда жизненный мир отождествляется с тем, что можно назвать обыденной жизнью, а иногда - с миром культуры. Но широкое применение этого понятия симптоматично, так как указывает на то, что используя только объективистский социально-структурный подход, невозможно объяснить процессы, протекающие в обществе. Определение культуры, которое соответствовало бы такому видению социологии,- это определение репрезентативной культуры, предлагаемое Фр.Тенбруком. Главная характеристика репрезентативной культуры заключается в том, что все представления, идеи, ми-ровоззрения, убеждения, верования и т.п., которые входят в репрезентативную культуру, являются действенными в силу их активного приятия или пассивного признания. Другими словами, это те идеи, представления и т.д., которые в совокупности составляют генеральное определение ситуации нашей жизни. Объективные структуры и институты, точнее говоря, наши представления об этих структурах и институтах как объективных вещах вкупе с нашими представлениями о характере этой объективности также входят в данное определение, то есть являются элементами репрезентативной культуры. Если приведенное суждение справедливо, то социология как культурный анализ оказывается шире и масштабнее, чем объективистская, натуралистическая социология, ибо она предполагает не только объективное изучение социальных явлений и процессов, но и изучение предпосылок и условий этой объективности. При этом социология возникает и продолжает существовать как наука о культуре.


Категория: Ответы на вопросы | Добавил: socna5 (05.12.2008)
Просмотров: 3359 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]