Главная » Статьи » Ответы на вопросы

Социология религии.

Социология религии.

Социология религии – предметная область социологического исследования, изучающая социальный характер религии, религию как социальный институт, механизмы социального производства религиозных убеждений и практик, соотношение религиозных верований с иными типами знания, взаимовлияние религии и других социальных институтов и подсистем. Социология религии - эмпирическая наука, которая изучает доступное чувственному восприятию, занимается тем, что можно наблюдать, измерить, проверить. Социология религии должна оставлять за пределами своего изучения проблему возникновения, происхождения религии. В задачи социологии религии входит изучение религии, как социального феномена, особенностей функционирования религии в обществе, структуры и элементов религиозного комплекса, типологии религиозных организаций, общественных функций религии, современной религиозной ситуации и тенденций развития современных религий, социологических теорий религии.
Исходным пунктом объективного социологического анализа религии должно быть по-нимание ее как социокультурного института. Такой подход к изучению религии, которая совмещает в себе черты культурной системы, то есть определяет сферу значений, символов и ценностей, относящихся к фундаментальным аспектам человеческого бытия, и вместе с тем функционирует в обществе в качестве самостоятельного социального института (социальной подсистемы) в тесной связи с другими социальными институтами, позволяет с максимальной полнотой и объективностью выяснить и проанализировать уникальную роль религии в человеческой истории, в жизни современного общества. 

В задачи социологии религии изучение религии как социального феномена, особенно-стей функционирования религии в обществе, структуры и элементов религиозного ком-плекса, типологии религиозных организаций, общественных функций религии, совре-менной религиозной ситуации и тенденций развития современных религий, социологи-ческих теорий религии. 

Отсюда проистекает вторая методологическая особенность социологического анализа религии, заключающаяся в том, что при исследовании ее функций как социального ин-ститута необходимо уделить особое внимание тем из них, которые относятся к культур-ной системе общества, то есть связаны с ценностно-нормативными аспектами. И нако-нец , третья характерная методологическая особенность социологического анализа ре-лигии состоит в том, чтобы учитывать позицию личности, точку зрения актера, то есть самого действующего лица (верующего), без чего трудно уяснить в полной мере значе-ние религиозного опыта, религиозных чувств и настроений верующих. Этот момент так-же чрезвычайно важен, ибо чисто внешнее, объективное наблюдение и изучение рели-гии ведет, с одной стороны, к ложной дилемме "религия-наука", а с другой стороны, заведомо сужает культурологическое, мировоззренческое значение религии. 

Имеющийся на сегодня эмпирический материал, накопленный социологией религии за вековую историю своего существования, дает основание предположить в качестве наи-более существенных черт религии связь религиозного опыта и практики с "предельны-ми, конечными условиями человеческого существования", к числу которых принято от-носить такие фундаментальные события, как рождение и смерть человека, смысл его пребывания на земле, многочисленные страдания и переживания, добро и зло и другие драматические моменты. Социологи полагают, что возникновение и существование ре-лигии во всех без исключения обществах как раз и объясняются стремлением человече-ства не только найти ответы на эти фундаментальные проблемы собственного бытия, но и вместе с тем сформировать сознание и чувства верующих людей таким образом, чтобы они обрели уверенность и нашли моральную опору и утешение в религиозной деятельности. 

"Опыт смерти, зла и страданий", - отмечает известный американский специалист в об-ласти социологии религии Р.Белла, - приводит к постановке глубоких вопросов о смысле всего этого, на которые не дают ответа повседневные категории причины и следствия. Религиозные символы предлагают осмысленный контекст, в котором этот опыт может быть объяснен благодаря помещению его в более грандиозную Мировоззренческую структуру, и представлению эмоционального утешения, пусть даже это будет утешением самоотреченности. Однако религия, по мнению Р.Белла, не является только средством преодоления тоски и отчаяния. Скорее всего она "представляет собой символическую модель, формирующую человеческий опыт - как познавательный, так и эмоциональный... Что делать и что думать, когда отказывают другие способы решения проблемы - вот сфера религии. 

Р.Белла отмечает такую существенную деталь религии, как ее обращенность к самым общим проблемам человеческого бытия: она основывается не на конкретном чувствен-ном опыте отдельного человека, а включает в себя обобщенные, символические харак-теристики бытия. Поэтому, как и любая другая система ценностей, религия обладает обобщенным, рефлексирующим содержанием. Эта особенность религиозных идей и символов придает им особый авторитет и власть над людьми, способствуя интеграции и консолидации общества. Итак, можно заключить, что религиозный опыт и религиозный символизм внутренне присущи мировоззрению и сознанию человека.


Категория: Ответы на вопросы | Добавил: socna5 (05.12.2008)
Просмотров: 2471 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]