Главная » Статьи » Ответы на вопросы

Образование как социальный институт.

Образование как социальный институт.

Социальный институт - это организованная система связей и социальных норм, ко-торая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества. Любой функциональный институт возникает и функ-ционирует, выполняя ту или иную социальную потребность. Образование является од-ним из древнейших институтов. Оно возникает в силу потребности общества в воспроиз-водстве и передаче знаний, умений, навыков, подготовки новых поколений к жизни. Образование является целостной самостоятельной системой, носящей институциональ-ный характер. Образование – это особым способом организованная, иерархизированная ролевая деятельность, которая опирается на специальные учреждения, регулируется специальными нормами. Это институт общества, который придает общественным отношениям по передаче и накоплению социального опыта, целенаправленному формированию личности устойчивость и определенность.
Институционализация образования — процесс сложный и длительный. Оновными признаками институционализации являются: 1.Оформление социальной группы для ко-торой деятельность по обучению и воспитанию становится профессиональ-ной;2.Изменение качества самой деятельности. Она становится ролевой, целевой, ие-рархизированной.3.Появление специальных учреждений – школ;4.возникновение норм, регулирующих процесс обучения, воспитания.
Основными признаками социального института образования являются: 1.Социальные функции обучения и воспитания, подчиняющиеся общественным потреб-ностям.2.Наличие образовательных учреждений, их организация и положение в общест-ве, а также определённых лиц, осуществляющих функционирование данного института, их статус в обществе.3.Наличие норм и регулятивов по функционированию образова-тельных учреждений и деятельности участвующих в их работе лиц, т.е. сознательно по-ставленных определённой группой или классом целей; законов, определяющих функ-ционирование учреждений; прав и обязанностей лиц, реализующих это функционирова-ние; методов образовательной деятельности (обучение, воспитание); материально-технических средств (экономической базы).
Также в качеств признаков институцианальности образования можно выделить сле-дующие: 
1. установки и образцы поведения - любовь к знаниям, посещаемость,2. символические культурные признаки - школьная эмблема, школьные песни,3. утилитарные культурные черты - классы, библиотеки, стадионы,4.. кодекс устный и письменный - правили учащихся,5. идеология - академическая свобода, прогрессивное образование, равенство при обучении 
В качестве основных элементов можно выделить учебно-воспитательные учрежде-ния как социальные организации, социальные общности (педагоги и учащиеся), учебный процесс как вид социокультурной деятельности. Образование как социальный институт в обществе выполняет сложные, многогранные функции, которых Ф.Филиппов выделяет 5: Подготовка молодёжи к труду, передача последующим поколениям знаний, умений, навыков. Взаимодействие с социальной структурой общества и её воспроизводство. Взаимодействие с общенародной демократией. Взаимодействие с духовной жизнью общества. Всестороннее развитие личности.
Якуба выделяет следующие группы функций образования: Социально-экономические, то есть воспроизводство разных профессий, специальностей, квалифи-каций, различных категорий работников, культуру производства. Социальные: Социали-зация индивидов, приобщение к социальным ценностям и процессам; Социальная инте-грация — приобщение к единым ценностям, нормам, стимуляция объединения людей, сближение представителей различных этнических, классовых и других образований. Воспроизводство определённого образа жизни. Перемещение по социальной лестнице; Гуманистические — формирование системы личностных качеств, позволяющих лично-сти "выполнять функции носителя культуры, духовности, творчески настроенного актив-ного субъекта общественных отношений”. Латентные (скрытые): Няни (вaby sitting) — освобождение родителей на какое-то время от присмотра за детьми. Формирование круга общения, дружеских связей, молодёжной субкультуры, что, как правило имеет значение на протяжении всей последующей жизни человека; зачастую в школе находят и брачного партнёра. Формирования собственной культуры. О.В.Купцов характеризует главную задачу, которую решает образование в обществе, как "воспроизводство человека в двух его измерениях — как индивида и как члена общества”. 
ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ 
Социальный институт - это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основ-ным потребностям общества. Любой функциональный институт возникает и функциони-рует, выполняя ту или иную социальную потребность. 
Каждый социальный институт имеет как специфические особенности, так и общие при-знаки с другими институтами. ризнаками института образования являются: 
1. установки и образцы поведения - любовь к знаниям, посещаемость 
2. символические культурные признаки - школьная эмблема, школьные песни 
3. утилитарные культурные черты - классы, библиотеки, стадионы 
4. кодекс устный и письменный - правили учащихся 
5. идеология - академическая свобода, прогрессивное образование, равенство при обу-чении 
Образование представляет собой социальную подсистему, имеющую свою структуру. В качестве ее основных элементов можно выделить учебно-воспитательные учреждения как социальные организации, социальные общности (педагоги и учащиеся), учебный процесс кок вид социокультурной деятельности. 
2. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Система образования структурирована и по иным принципам, она включает ряд звень-ев: систему дошкольного воспитания, общеобразовательную школу, профессионально-техническое образование, среднее специальное образование, высшее образование, по-слевузовское образование, систему повышения квалификации и переподготовки кад-ров, образование по интересам. 
Что касается дошкольного образования, то социология исходит из того, что основы вос-питанности человека, его трудолюбия, многие другие нравственные качества заклады-ваются еще в раннем детстве. 
В целом значение дошкольного воспитания недооценивается. Слишком часто упускается из виду, что это чрезвычайно важная ступень в жизни человека, на которой закладывается первооснова личностных качеств человека. И суть не в количественных показателях `охвата` детей или удовлетворения желаний родителей. 

Детские сады, ясли, комбинаты - не просто средство `присмотра` за детьми, здесь происходит их умственное, нравственное и физическое развитие. С переходом к обучению детей с 6 лет детские сады столкнулись с новыми для себя проблемами - организацией деятельности подготовительных групп, чтобы дети могли нормально входить в школьный ритм жизни, иметь навыки самообслуживания. 

С точки зрения социологии особую значимость приобретает анализ ориентированности общества на поддержку дошкольных форм образования, на готовность родителей при-бегать к их помощи для подготовки детей к труду и рациональной организации своей общественной и личной жизни. Для познания специфики этой формы образования особо значима позиция и ценностные ориентации тех людей, которые занимаются с детьми - воспитателей, обслуживающего персонала, - а также их готовности, понимания и стремления выполнить возлагаемые на них обязанности и надежды. В отличие от дошкольного образования и воспитания, которое охватывает не каждого ребенка (в 1992 г. в детсадах находился только каждый второй ребенок), средняя общеобразовательная школа нацелена на подготовку к жизни всего без исключения подрастающего поколения. В условиях советского периода, начиная с 60-х годов, осуществилась реализация принципа всеобщности полного среднего образования с целью обеспечения молодежи `равного старта` при вступлении в самостоятельную трудовую жизнь.
Социальный институт - это организованная система связей и социальных норм, ко-торая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества. Любой функциональный институт возникает и функ-ционирует, выполняя ту или иную социальную потребность. 
Образование является одним из древнейших институтов. Оно возникает в силу по-требности общества в воспроизводстве и передаче знаний, умений, навыков, подготовки новых поколений к жизни. 
Образование является целостной самостоятельной системой, носящей институ-циональный характер. Образование – это особым способом организованная, иерархизированная ролевая деятельность, которая опирается на специальные учреждения, регулируется специальными нормами. Это институт общества, который придает общественным отношениям по передаче и накоплению социального опыта, целенаправленному формированию личности устойчивость и определенность.
Институционализация образования — процесс сложный и длительный. Основными признаками институционализации являются:
- Оформление социальной группы для которой деятельность по обучению и вос-питанию становится профессиональной;
- Изменение качества самой деятельности. Она становится ролевой, целевой, ие-рархизированной.
- Появление специальных учреждений – школ;
- Возникновение норм, регулирующих процесс обучения, воспитания.
Основными признаками социального института образования являются:
1.Социальные функции обучения и воспитания, подчиняющиеся общественным потребностям.
2.Наличие образовательных учреждений, их организация и положение в обществе, а также определённых лиц, осуществляющих функционирование данного института, их статус в обществе.
3.Наличие норм и регулятивов по функционированию образовательных учрежде-ний и деятельности участвующих в их работе лиц, т.е. сознательно поставленных опре-делённой группой или классом целей; законов, определяющих функционирование уч-реждений; прав и обязанностей лиц, реализующих это функционирование; методов об-разовательной деятельности (обучение, воспитание); материально-технических средств (экономической базы).
Также в качеств признаков институциональности образования можно выделить следующие: 
1. установки и образцы поведения - любовь к знаниям, посещаемость  
2. символические культурные признаки - школьная эмблема, школьные песни  
3. утилитарные культурные черты - классы, библиотеки, стадионы  
4. кодекс устный и письменный - правили учащихся  
5. идеология - академическая свобода, прогрессивное образование, равенство при обучении  
Образование представляет собой социальную подсистему, имеющую свою структуру. В качестве ее основных элементов можно выделить учебно-воспитательные учреждения как социальные организации, социальные общности (педагоги и учащиеся), учебный процесс как вид социокультурной деятельности.  
Образование как социальный институт в обществе выполняет сложные, много-гранные функции, которых Ф.Филиппов выделяет 5: Подготовка молодёжи к труду, пе-редача последующим поколениям знаний, умений, навыков. Взаимодействие с соци-альной структурой общества и её воспроизводство. Взаимодействие с общенародной демократией. Взаимодействие с духовной жизнью общества. Всестороннее развитие личности.
Якуба выделяет следующие группы функций образования:
Социально-экономические, то есть воспроизводство разных профессий, специаль-ностей, квалификаций, различных категорий работников, культуру производства. Про-цесс этот требует больших временных и материальных затрат, крайне трудоёмок.
Социальные:
Социализация индивидов, приобщение к социальным ценностям и процессам;
Социальная интеграция — приобщение к единым ценностям, нормам, стимуляция объединения людей, сближение представителей различных этнических, классовых и других образований
Воспроизводство определённого образа жизни 
Перемещение по социальной лестнице;
Западные социологи выделяют функцию селекции (отбора), осуществляемую бла-годаря системе элитарных и специализированных школ и совокупности определённых процедур. 
Гуманистические — формирование системы личностных качеств, позволяющих личности "выполнять функции носителя культуры, духовности, творчески настроенного активного субъекта общественных отношений”.
Латентные (скрытые):
Няни (вaby sitting) — освобождение родителей на какое-то время от присмотра за детьми.
Формирование круга общения, дружеских связей, молодёжной субкультуры, что, как правило имеет значение на протяжении всей последующей жизни человека; зачастую в школе находят и брачного партнёра.


Категория: Ответы на вопросы | Добавил: socna5 (05.12.2008)
Просмотров: 10678 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/6
Всего комментариев: 2
2  
сеснкс!!!оч помогло!!!!

1  
Спасибо. Шикарный материал. Помогли от души!!!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]