Главная » Статьи » Ответы на вопросы

Ценности и ценностные ориентации личности.

Ценности и ценностные ориентации личности.

В современном обществе духовные регуляторы социальной жизни имеют разнообраз-ные конкретные формы: ценностные ориентации, идеалы, социальные установки, нор-мы, принципы поведения и т.д. Одни определяют стратегическую направленность дея-тельности индивида, другие нормативно регламентируют её, третьи непосредственно, ситуационно детерминируют поведение людей. Данные феномены духовного мира об-разуют иерархизированную систему, вершину которой составляют ориентации на ценности. 
Ценности всегда являлись одним из наиболее важных объектов исследования различ-ных наук в том числе и социологии. Э. Дюркгейм в своих произведениях анализировал взаимо¬влияние ценностно-нормативных систем личности и общества. По его мнению, система ценностей общества представляет собой совокупность ценностных представле-ний отдельных индивидов, и, соответственно, «объективна уже благодаря тому, что она коллек¬тивна». Дюркгейм полагает, что «шкала ценностей оказывается, таким образом, свободной от субъективных и изменчивых оценок индивидов. Последние находят вне себя уже устоявшуюся клас¬сификацию, к которой они вынуждены приспосабливаться». Механизмом, регулирующим поведение человека в обществе, является внутреннее при-нятие им социальных ценностей посредством внешнего принуждения: «мы явственно ощущаем, что не являемся хозяевами наших оценок, что мы связаны и при¬нуждаемы. Нас связывает общественное сознание».
В работах М. Вебера, У. Томаса и Ф. Знанецкого, Т. Парсонса принятие личностью ценно-стей общества выступает как пос¬ледовательный процесс. 
М. Вебер, понимающий под ценностя¬ми установки той или иной исторической эпохи, выделяет две стадии формирования «культурно-исторической индивидуально¬сти». Им разделяются субъективная оценка объекта и «отнесе¬ние к ценности», которое превра-щает индивидуальное впечатле¬ние в объективное при соотнесении с исторической сис-темой ценностей. У Томаса и Знанецкого ценности носят «ситуа¬тивный» характер. Цен-тральное место в их теории занимает по¬нятие «социальная ситуация», включающее как объективно суще¬ствующие социальные ценности, так и субъективные установки. Фор-мирование системы ценностей личности происходит при «оп¬ределении ситуации» ин-дивидом посредством их взаимодействия и соперничества. Т. Парсонс в своей теории социаль¬ного действия оперирует понятием «социальная система», кото¬рая в качестве подсистем включает, с одной стороны, потребнос¬ти «деятеля», а с другой — ценности социокультурной среды. При «ориентации деятеля на ситуацию» происходит взаимо-действие и взаимообмен ценностно-нормативного содержания этих двух подсистем по-средством институционализации (узаконивания обще¬ством в процессе легитимизации) и интернализации (внутренне¬го принятия личностью в процессе социализации).
Социологию ценности интересуют, прежде всего, как фактор, играющий определённую роль в регуляции социальных взаимодействий, основополагающий элемент культуры, являющийся основой идеологии, ценностно-нормативного механизма социальной регу-ляции.
Ценности – это абстрактные, устойчивые представления, иерархизированные опреде-лённым образом, которые обеспечивают регуляцию поведения людей не ситуативно, а обобщённо. Благодаря тому, что ценности являются абстрактными, обобщёнными представлениями, люди ими оперируют, сопоставляют их с помощью размышления, воображения, не прибегая к методу проб и ошибок. Оперируя силой воображения, ценностями, человек может предварительно взвешивать, оценивать те или иные явления социальной жизни, а также, он может сопоставлять эти абстрактные формы социальной жизни и, используя воображение, умозаключение выбрать более значимое для себя, установить приоритеты.
Таким образом, ценности – это желательное, предпочтительное для данного социального субъекта (индивида, социальной общности, общества) состояние социальных связей, принципов и практик социальных взаимоотношений, критерий оценки реальных явлений. Ценности определяют смысл, стратегию целенаправленной деятельности и тем самым регулируют социальные взаимодействия.
Ценности образуют систему ценностных ориентаций личности, под которыми имеется в виду совокупность важнейших качеств внутренней структуры личности, являющихся для нее особо значимыми. Эти ценностные ориентации и образуют некую основу сознания и поведения личности и непосредственно влияют на ее развитие. Конкретная система ценностных ориентации и их иерархия выступают регуляторами развития личности. Они служат критерием норм и правил поведения личности, по мере усвоения которых происходит ее социализация.
В литературе существуют разные способы и принципы классификации и иерархии цен-ностей. Так, выделяют ценности-цели, или высшие (абсолютные) ценности, и ценности-средства (инструментальные ценности). Говорят о ценностях положительных и отрица-тельных, имея в виду их социальное значение и последствия их реализации. Можно вы-делять материальные 
и духовные ценности и т.д. Важно подчеркнуть, что все они находятся между собой в тесной взаимосвязи и единстве и образуют целостность мира каждого человека.
Однако, несмотря на различные формы дифференциации ценностей и их релятивный характер, имеется самая высшая и абсолютная ценность — это сам человек, его жизнь. 
Эта ценность должна рассматриваться только как ценность-цель и никогда к ней не должно быть отношение как к ценности-средству, о чем так убежденно писал Кант. 
Человек — это самоценность, абсолютная ценность.
Он является субъектом ценностей и ценностного отношения, и сама постановка вопроса о ценностях вне человека лишается смысла. Такую же ценность представляют и соци-альные общности, и общество в целом, которые также являются субъектами ценностей. 


Категория: Ответы на вопросы | Добавил: socna5 (05.12.2008)
Просмотров: 4004 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 4.0/2
Всего комментариев: 4
4  
Александр, но вы же сами выбрали для себя совмещение учебы и семьи. Могли бы не заводить семью, если хотите учиться.. или не начинать учебную деятельность, если важна семья. И в ваших проблемах нет вины препода или тех, кто составляет программу обучения.

3  
Да полный пиз..ец! Понапридумывали гении,ненавижу всех,у меня дочь 2 сына и я должен сдавать такую ботву какому-то малолетнему преподу,ЖЕСТЬ!!! Чтоб он сдох вместе со всем университетом!!! ЕСЛИ БЫ НЕ ВАШ САЙТ Я БЫ ОХ..ЕЛ!!! СПАСИБО!

2  
Ой, горе нашей голове непонятливой, будем изучать сие явление дальше!!!

1  
ММММ))
Пасиб, немного помогли с курсачём)

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]