Главная » Статьи » Ответы на вопросы

Массовая коммуникация в воспроизведении и изменениях социального порядка.

Массовая коммуникация в воспроизведении и изменениях социального порядка.

Массовая коммуникация – это процесс производства информации, ее передачи средст-вами прессы, радио, телевидения и общения людей как членов массы. Осуществляется с по-мощью технических средств (СМК). Это особая деятельность, которая осуществляется с це-лью воздействия на объективно не связанные между собой группы и индивидов с целью массовизации их сознания.
Массовая коммуникация – это способность осуществления одновременной передачи со-общений большому числу людей. Такие возможности появились с развитием технологий, которые в конечном итоге позволили существенно повысить мощность коммуникационных средств. Совершенствование информационных технологий является ключевым фактором процесса глобализации.
Среди тенденций современной массовой коммуникации, которые проявляются под воз-действием новых технологий, можно выделить следующие:
1. Глобализация. В новом коммуникационном веке национальные границы изме-няют свой смысл, люди практически овладели временем и пространством в пределах всего мира. В мире осталось совсем мало сообществ, которые не имели бы доступ к международ-ным спутниковым службам, передающим новости и развлечения. Медиакомпании, контро-лирующие эти спутниковые службы имеют возможность сужать диапазон информации и мнений, транслировать стереотипные социальные представления и культурные образцы, что является поводом для беспокойства. Вместе с тем, сейчас содержание массовой коммуникации характеризуется насыщенностью и разнообразием.
2. Демассовизация. Современные масс-медиа технически и экономически способны охватить огромное число людей, однако они ориентируются на более узкие сегменты массовой аудитории. Новые средства массовой коммуникации перестали быть массовыми в традиционном смысле слова, когда подразумевается, что одни и те же сообщения транслируются однородной многочисленной аудитории.
3. Конгломерация, то есть сосредоточение различных масс-медиа в руках неболь-шого числа компаний. От этого страдает разнообразие продукции. Владея сразу нескольки-ми СМК, компания может контролировать весь процесс создания медиа-продукции. Благо-даря конгломерации и комбинации традиционных и новых медиа потребители могут полу-чать все, что они хотят – книги, фильмы, журналы, музыку, причем когда хотят и каким угод-но способом: по телевизору, мобильному телефону или любому другому беспроводному устройству. Кабельные сети превратились в каналы высокоскоростного доступа к Интернету. Цель медиа-магнатов видится в том, чтобы превратить отдельные каналы и издания в веб-порталы.
4. Конвергенция. Основные масс-медиа претерпевают технологические изменения, стираются старые различия, которые когда-то отделяли их друг от друга. 
Коммуникация (лат. communicatio — связь, сообщение) — передача информации от од-ной системы к другой с помощью сигналов или специальных материальных носителей. Мас-совая коммуникация — систематическое и одновременное распространение однотипных сообщений в больших аудиториях с целью информирования и осуществление идеологиче-ского, политического, экономического, психологического, организационного влияния на мысли, оценки и поведение людей.
Коммуникация, хотя и связанная с передачей информации, но не ограничивается лишь этим. Поэтому часто разграничивают понятие массовой коммуникации и массовой инфор-мации. Информация и коммуникация являются двумя уровнями процесса общения. Первый — познавательный (когнитивный) — связанный с распространением социально важных ведомостей среди широкой аудитории. На этом уровне информация создает условия для познавательной деятельности социальных субъектов, является познавательным ресурсом при формировании представлений, ценностных ориентиров, стереотипов поведения и т.п.. На втором уровне процесса общения полученная социальным субъектом информация объединяется с системой существующих норм и ценностей, регулирует контакты с окружающей средой, прежде всего социальным. При этих условиях процесс коммуникации имеет непосредственное отношение к социальному действию. Все это свидетельствует, что коммуникация — более разветвленный процесс, который существенно влияет на функционирование социума. Массовая коммуникация, как и массовая информация, распространяется СМИ (Средства массовой информации - социальные институты (пресса, радио, телевидение, Интернет, издательства и т.п.), что обеспечивают сбор, обработку и массовое распространение информации. 
Массовая коммуникация играет значительную роль в воссоздании и изменениях социального порядка, так как она: 1. Отображает, фиксирует, моделирует действительность, т.е. события, факты, социальные отношения, поставляя о ней определенную информацию. 2. Может изменять социальную реальность и управлять ею, утверждая, поддерживая и транслируя ценностные, нормативные ориентиры общества, а также контролируя реализацию управленческих решений, регулируя социальные отношений.
Массовая коммуникация реализует свои возможности не только на макроуровне (в гло-бальных социальных измерениях). Не менее важными являються мезо- и микроуровень их деятельности, сориентированной на конкретные социальные группы и индивиды. 
Существуют такие основные подходы к изучению массовой коммуникации:
Концепция тотального влияния. Согласно с ней общественная мысль формируется боль-шей частью под тотальным влиянием массовой информации, которая циркулирует комму-никативными каналами общества. 
Концепция ограниченных эффектов. Предусматривает уравновешенный подход к изуче-нию массовой коммуникации, абсолютизирует манипуляционные возможности власти, а СМИ считает отделенными и независимыми от властных структур социальными институтами, которые являются генераторами и распространителями информации, почти свободными от внешнего давления. их задача состоит в информировании общества, а не тотальном влиянии на него.
Концепция глобалистской ориентации. Именно в этой концепции особое внимание от-водится мас. коммуникации как фактора воспроизведения и изменения соц. порядка, т.е. рассматривается роль мас. коммуникации на макроуровне. Ее приверженцы считают определяющей роль новейших средств массовой информации в создании новой культуры, новых основ общения и взаимодействия людей. Технический прогресс, появление современных средств общения и передачи информации вызвали кардинальные изменения в системе социального контроля и программирования социального порядка. Глобализация процесса массовой коммуникации является предпосылкой установления принципиальной и абсолютной прозрачности системы социального взаимодействия. А мировое сообщество из совокупности отделенных элементов под влиянием новых возможностей СМИ должны превратиться на «мировой поселок» - образование однородных структурных единиц.
Семиотическая концепция. Центральными в ней есть вопросы, связанные со значением, особенностями передачи информации, соотношением реальности и идеологии в процессе массовой коммуникации. Современная идеология, по мнению представителей этого на-правления (Р. Барт, У. Еко), функционирует уже не как система догм, лозунгов, доктрин и теорий, а как целостное знаковое пространство, как отдельный язык. 
Постмодернистские концепции. Представителей их (Ж. Деррида, Ф. Лиотар, Ж. Бод-рийяр и др.) объединяет тотальное недоверие к возможностям передачи с помощью СМИ достоверной информации. Именно из симулякрами, с точки зрения представителей постмо-дернистской концепции, тесно связанные особенности функционирования современной сис-темы массовой коммуникации. СМИ будто существуют сами по себе, без последовательной связи с реальностью. Главная их задача состоит в создании «второй реальности», ориенти-рованной на широкую аудиторию. К 15. 


Категория: Ответы на вопросы | Добавил: socna5 (05.12.2008)
Просмотров: 2695 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]