Главная » Статьи » Ответы на вопросы

СМИ как социальный институт.

СМИ как социальный институт.

Социальный институт - совокупность норм, предписаний и требований, связанных с определенной организационной структурой, посредством которых общество контролирует и регулирует деятельность людей в наиболее важных сферах общественной жизни. 
Анализ СМИ как социального института — наиболее разработанная тема. Коротко можно сказать следующее. Средства массовой информации — необходимый элемент открытого гражданского общества. В эпоху Просвещения задачами СМИ были просвещение широких масс, донесение до них прогрессивных идей («глаголом жечь сердца людей»), обмена опытом между людьми. У средств массовой информации в ту эпоху была и высокая миссия — они были инструментом воздействия на власть имущих, из публикаций они должны были узнавать о проблемах и нуждах простых людей, о том, что думают представители наиболее прогрессивные представители общества. Именно их рупором и были СМИ.
В начале XX века ситуация меняется. Важность средств массовой информации как наибо-лее эффективного инструмента, воздействие на массы осознают и правительства, и оппозиционные организации, рвущиеся к власти. Масс-медиа становятся неотъемлемой частью государственной машины как тоталитарных (СССР, фашистская Германия), так и демократических (США, Великобритания) государств.
Резюмируем функции СМИ в современном обществе:
Идеологическое и политическое влияние на аудитории (как на власть, так и на массы), формирование и презентация общественного мнения. 
Поддержка социальной общности, социализация групп и отдельных личностей. 
Организация, просвещение, информирование и развлечение аудиторий. 
Противоречивость положения СМИ в современном обществе определяется тем, что в качестве инструмента влияния и пропаганды средства массовой информации привлекают к себе группы, с различными, зачастую противоречащими друг другу интересами. СМИ — это инструмент борьбы за власть, и инструмент власти (управление, организация и воздействие на массы). Свои интересы, нередко так же противоречивые, есть и работников редакций (объективное освещение событий или зарабатывание денег), и у акционеров и хозяев СМИ. Можно выделить следующие активные в отношении СМИ группы (аудитории по отношению к СМИ занимают пассивную позицию) с соответствующими возможными интересами:
Органы и институты власти: пропаганда, легитимизация власти за счет поддержки власти со стороны различных аудиторий, формирование общественного мнения, политические технологии (выборы). 
Различные группы, в том числе и оппозиционные, заинтересованные в своем влиянии на власть: пропаганда, собственная «раскрутка» (привлечь внимание к себе), влияние на власть, формирование общественного мнения. 
Инвесторы и владельцы СМИ: экономическая успешность и прибыльность СМИ, борьба за внимание и любовь аудиторий, могут быть так же личные амбиции или тщеславие. 
Трудовые коллективы, работники редакций: это могут быть объективное освещение со-бытий, привлечение внимания к социально-значимым темам и проблемам, могут быть лич-ные амбиции, желание творческого самовыражения, не стоит сбрасывать со счетов и желание зарабатывать. 
Понятно, что во время выборов эти противоречия обостряются и усложняются: сами журналисты не прочь подзаработать на предвыборной рекламе и «заказухе», Избиркомы стремятся не допустить появления проплаченных материалов, позиция владельцев СМИ ме-няется от нейтральной до откровенной поддержки определенных политических сил. Особен-но жесткие противоречия, которые проецируются и на СМИ в период выборов бывают между политическими группами. В борьбе за СМИ в ход идут все средства от подкупа до административного давления и даже неприкрытой цензуры.
Немаловажным фактором институциональности СМИ является системность сбора и распространения информации. С одной стороны это появление профессиональной группы, собирающей информацию для СМИ (репортеры), с другой — возможность быстрой подготовки и публикации собранной информации (периодичность СМИ).

Социаль-ный инсти-тут. Функции Группы и ор-ганизации Ценности Роли Нормы
СМИ Распростране-ние информа-ции, формиро-вание общест-венного мне-ния, освещение событий Телевизион-ные сети, ра-диостанции, издательства Оператив-ность, точ-ность, боль-шая аудито-рия, свобода печати Журна-лист, дик-тор по-следних известий, автор, ре-дактор, издатель Информа-ция должна быть точ-ной, объек-тивной, оператив-ной и по-лезной

Массовая коммуникация — процесс распространения информации и влияния в обществе посредством специальных средств: печати, телевидения, радио, кино. Сообщение поступает сразу к большим группам людей. Функции массовой коммуникации: информирование о происходящих событиях, помощь обществу в решении проблем, передача знаний об обществе от одного поколения другому, развлечение. Процесс влияния СМК на индивидуальное и групповое сознание: взаимодействуя с аудиторией, формирует у людей разнообр. потребности, интересы, влечения. Данная мотивационная система начинает влиять на то, где человек начнёт искать способы удовлетворения потребностей. Выбрав те или иные способы, человек может попасть в зависимость от них. МК оказывает формирующее и закрепляющее влияние на социальные стереотипы (напр., изображение мужчин как мужественных, властными, доминантными и т.д., а женщин как привлекательные, общительные и т.д., этнические стереотипы). СМК активно используются в политике в целях формирования общественного мнения. Это важный процесс политической социализации.(программы новостей). Негативные последствия МК: снижение творческого потенциала людей, формирование потребности в немедленном удовлетворении желаний, снижение — чрезмерный интерес к телевидению, неадекватный страх перед преступностью, навыков чтения, снижение качества межличностных контактов, формирование нации "идиотов” т.к. насилие в СМК встречается крайне часто. Позитивное воздействие СМК: противодействие стереотипам, повышение осведомлённости, любознательности, речевых навыков, возрастание дружелюбия, кооперации, сдержанности, следование общественным нормам. 


Категория: Ответы на вопросы | Добавил: socna5 (05.12.2008)
Просмотров: 19156 | Рейтинг: 3.5/10
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]