Главная » Статьи » Ответы на вопросы

Функции социологии и связь с другими науками.
Функции социологии и связь с другими науками.
Совр. Соц-я как наука о социальных законом-х развития общества выполняет достаточно ши-рокие функции. 
Познавательная функция. Социология изучает и объясняет закономерности социального развития на различных уровнях общественной системы. Реализация познавательной функции включает в себя также разработку теории и методов соц-их иссл-й, техники сбора и обработки соц-ой информации.
Прогностическая функция. На основе знания закономерностей общественного развития соц-я способна строить кратко-, средне- и долгосрочные прогнозы в сфере демографии, социальных структур, урбанизации, уровня жизни, избирательных кампаний и т.п. Такие прогнозы основа разработки рекомендаций для практики пол-го и социального управления.
Функция социального проектирования. В задачу социального проектирования входит разработка оптимальных моделей не только организации различных социальных общностей, например, трудового коллектива или нового города, но и управления для достижения поставленных целей. 
Социально-технологическая функция. Типичным примером является создание служб соци-ального развития на предприятиях, в крупных организациях, где работают профессиональные социологи. Они занимаются, например, выяснением потенциальной текучести кадров, изучением социально - психологической обстановки в коллективах, управлением социальными конфликтами, управлением избир. кампаниями и т.д.
Управленческая функция. Соц-я, в особенности прикладная, напрямую связана с управ-й деятельностью. Н-р, любое изменение режима работы трудового коллектива бессмысленно начинать без анализа нежелательных социальных последствий, иначе срабатывает схема: хотели как лучше, а получилось как всегда.
Идеологическая функция. Как и любая др. наука об обществе, социология несет опред. идеологическую нагрузку хотя бы потому, что объясняет состояние общ-ва, общественных процессов, изучает общест. мнение, образ жизни, рейтинг полит. деятелей и т.п. Следует помнить, что наука выполняет свои идеологические функции не защитой догм, а формированием мировоззрения, глубиной научного анализа, терпимостью к различным точкам зрения.
В настоящее время в социол. литературе ис¬пользуются различные критерии и способы клас-сифика¬ций функций соц-ии. Г.П.Давидюк отмечает 9 функций: теоретическую, описательную, ин¬формационную, прогностическую, идеологическую, крити¬ческую, управленческую, обра-зовательную и организацион¬ную. А.Н.Елсуков считает, что социология вы¬полняет 4 основные функции — гносеологическую (в т.ч. и критическую), прогностическую, праксеологическую, идео¬логическую.
Место среди других наук. Интересен пример, данный П.А.Сорокиным при опре¬делении по-нятия социологии, что если имеется «n» раз¬ных объектов изучения, то их будет изучать «n» частных наук, к которым присоединится «n+1» наука — социоло¬гия, которая будет изучать то общее, что присуще всем этим объектам. Соц-я имеет большое значение для др. наук, так как она дает научно обоснованную теорию об общ-ве и его структу¬рах, а также помогает им уяснить законы и закономернос¬ти взаимодействия его различных структур.
Утверждение научного статуса соц-ии было непростым и сопровождалось разногласиями. Эдуард Мейер считал соц-ю излишним продуктом развития гуманит. знания. История и со-циология (социологи опираются на фактический материал). Социология и психология (социологи традиционно уделяют большое внимание процессам социальной психики). Появление новых «синтетических» наук, которые появляются на стыке традиционных областей гуманитарного знания – социальная экология, экономическая социология.
Метод социологии.
В противовес теологическому, схоластическому и гуманистическому стандартам "учености" в результате научной революции в Европе сформировался новый эталон научности. Его основу составляла ориентация на создание "естественной" науки. "Естественное" при этом понима-лось как рациональное, основанное на разуме. Бэкон доказывал преимущество эмпирического, опытного метода познания и исследовал некоторые его разновидности. Обосновал метод эксперимента. Эмпиризм. Декарт обосновывал исключительное значение разума как источника и средства познания.
Помимо рационализма и эмпиризма другими характерными чертами научной методологии этой эпохи стали следующие: феноменализм, антителеологизм, стремление к точному изме-рению изучаемых объектов, активность (тенденции к теоретическому и практическому конст-руированию объекта, тесная связь научной и практической методологии). Эмпирико-рационалистическая научная программа Бэкона - Декарта применительно к науке об общест-ве осуществлялась путем ассимиляции этой наукой достижений самых разных научных дис-циплин. Это был прообраз будущей социологии. 
Таким образом, идея общества как особого естественного образования соединилась с идеей естественной науки, т.е. знания о неизменных естественных законах, прежде всего законе прогресса, знания, получаемого рациональными и эмпирическими методами и способного обеспечивать практическое усовершенствование социальных механизмов, опираясь на их ес-тественные тенденции и подчиняясь им. Из соединения этих идей и родилась новая наука.
Можно дать методу следующее определение: «Метод — это способ построения и обоснова-ния социологического знания, совокупность приемов, процедур и операций эмпирического и теоретического познания социальной реальности». Данное определе¬ние выгодно отличается от широко употребляемого в практике пони¬мания метода как регулятивных норм и правил, согласно которому не объект, не его теория определяют цели и направленность социологи¬ческого исследования, а набор отработанных методических приемов и навыков социолога. Любой научный метод включает в себя, с одной стороны, позна¬ние объективной истины, закономерностей, а с другой стороны, реа¬лизацию требований этих закономерностей науки как норм, правил, приемов исследования объективных фактов и их практического изме¬рения. Причем в научном методе действуют объективные и всеобщие законы изменения и развития вещей, правила же являются лишь их нормативной конкретизацией и применением. И, на самом деле, любой метод познания всегда содержит две органически связанные сторо¬ны — объективную и субъективную. 
Социологический подход к социальным объектам отличается комплексностью, анализом взаимодействия экономических, социальных, политических и духовных процессов. Поэтому понятно, что характе¬ристики многих из них не отражаются в обыденном знании людей о себе и социологический опрос может применяться только в комплексе с другими методами (на-блюдением, экспериментом.).
Социология как самостоятельная от знаний реализует все присущие общественной науке функции: теоретикопознавательную, критическую, описательную, прогностическую, преобразовательную, информационную, мировоззренческую. Вообще функции, гума-нитарных наук принято делить на две группы: гносеологические; то есть познавательные и собственно социальные.

Гносеологические функции социологии проявляются в наиболее полном и конкретном по-знании тех или иных сторон социальной жизни. Социальные функции раскрывают пути и спо-собы их оптимизации. Существуют и действуют функции только во взаимосвязи и взаимодействии.

Основная из гносеологических функций социологии - теоретикопознавательная, критическая. Речь идет об оценке познаваемого мира с позиций интересов личности. Реализуя критическую функцию, социология дифференцированно подходит к действительности. С одной стороны показывает, что можно и нужно сохранить, упрочить, развить ведь не все надо менять перестраивать, и т. п. С другой стороны выявляет то, что действительно требует радикальных преобразований. Теоретико-познавательная, критическая функция, естественно, состоит в том, что социология накапливает знания, систематизирует их, стремится составить наиболее полную картину социальных отношений и процессов в современном мире. К теоретико-познавательной функции социологии относятся объективные знания об основных социальных проблемах развития современного общества. Что же касается прикладной социологии, то она призвана обеспечить надежную информацию о различных процессах, происходящих в разных социальных сферах общества, а именно, о изменении социальной структуры, семьи, национальных отношений и т. п.
Очевидно, что без конкретных знаний о процессах, происходящих внутри отдельных соци-альных общностей или объединений людей, обеспечить эффективное социальное управле-ние невозможно. Степень системности и
-конкретности знаний социологии определяет эффективность реализации ее социальной функции.

Описательная функция социологии - это систематизация, описание исследований в виде ана-литических записок, различного рода научных отчетов, статей, книг и т. п. В них имеются по-пытки воссоздать идеальную картину социального объекта, его действие, взаимосвязи т. п. При исследовании социального объекта требуется высокая нравственная чистота и порядоч-ность ученого, потому что на основе данных, фактов и документов делаются практические выводы и принимаются управленческие решения. Эти материалы есть точкой Отсчета, источ-ником сравнения для будущих поколений человечества. Социология не только познает мир, она позволяет человеку внести в него свои коррективы. Но человек должен всегда помнить, что преобразование общества - не самоцель, И преобразования нужны лишь тогда, когда со-ответствуют потребности и ценностям людей, ведут к улучшению благосостояния и общества и людей. Как бы ни была хороша полученная социологами социальная информация, она ав-томатически не превращается в решения, рекомендации, прогнозы. Познавательная функция социологии находит продолжение в прогнозах и преобразовательной функции.

Прогностическая функция социологии - это выдача социальных прогнозов.
Обычно социологические исследования завершаются образованием краткосрочного или долгосрочного прогноза изучаемого объекта. Краткосрочный прогноз опирается на скрытую тенденцию развития социального явления, а также на зафиксированную закономерность в открытии фактора, который решающе воздействует на прогнозируемый объект. Открытие такого фактора - сложный вид научного исследования. Поэтому в социологической практике чаще всего используются краткосрочные прогнозы. В современных условиях развития
Украины, когда научному обоснованию социальных проблем придается большое значение, социальный прогноз занимает важное место в исследованиях о развитии социального объек-та. Когда же социолог изучает реальную проблему и стремится выявить оптимальные пути ее решения, естественно, движимый желанием показать перспективу и конечный результат, ко-торый за ней стоит.
Следовательно, так или иначе, прогнозируется ход развития социального процесса.

Суть преобразовательной функции социологии в том, что выводы, рекомендации, предложения социолога, его оценка состояния социального субъекта служит основанием для выработки и принятия определенных решений.
Уже всем ясно, что при реализации крупных инженерных проектов требуется не только тех-нико-экономическое, но и социально-экономическое обоснование. Вот тут-то и вспоминают о процессах. Но социология лишь наука, ее функция - разработка практических рекомендаций. Что же касается их внедрения реализации - это прерогатива органов управления, конкретных руководителей.
Именно так и объясняется то обстоятельство, что многие весьма ценные и полезные реко-мендации, разработанные социологами по преобразованию современного общества, так и не нашли на практике реализации. Более того, нередко органы управления поступают вопре-ки рекомендациям ученых, что приводит к тяжелым последствиям в развитии общества. Ши-ре и. глубже раскрыть основные направления обновления общества и дает возможность вы-явления отклонений от общецивилизационного развития. Суть реформирования в Украине, а точнее, трансформация общества состоит в создании условий и возможностей для созна-тельной, целенаправленной Деятельности личности социальных общностей. Проблема со-стоит в преодолении отчуждения человека от рациональной деятельности, в оптимизации и качественном повышении ее эффективности. Задача социологии теоретически обеспечить успешное протекание процесса реформации и демократизации общественной жизни в
Украине. Процесс трансформации общества в Украине идет от одного качественного состоя-ния к другому как раз в связи с сознательным
Превращением целей в результат, а результатов в предпосылки, условия и средства развер-тывания сознательной деятельности, демократизации общества.
Игнорирование социологических рекомендаций объясняется не столько недостаточной ква-лификацией социологических кадров (хотя и это имеет место, поскольку профессиональная подготовка их в стране начата лишь несколько лет назад), сколько несформированной у большинства управленческих кадров потребности в социологическом обосновании управ-ленческих решений.

Информационная функция социологии представляет сбор, систематизации и накопление ин-формации, полученной в результате исследований.
Социологическая информация - самый оперативный вид социальной информации. В крупных социологических центрах она концентрируется в памяти ЭВМ. Ее могут использовать социологи, руководители объектов, где проводились исследования. В установленном порядке информацию получают государственные и другие управленческие и хозяйственные учреждения.

Мировоззренческая функция социологии вытекает из того, что объективно, участвует в соци-ально-политической жизни общества и своими исследованиями содействует прогрессу общества. Мировоззренческая функция социологии выражается в использовании действительно корректных выверенных количественных данных, фактов, которые только и способны в чем-либо убедить современного человека. Ведь, что такое идеология? Это один из уровней общественного сознания, система идей, выражающая интересы, мировоззрение какого-либо, социального слоя, социальной общности. История свидетельствует, что в большинстве социальных революций, реформ и реконструкций, трансформаций именно социологические концепции того или иного рода выступали ведущими в общественном развитии. Социологические взгляды Джона Локка сыграли важную роль в революции 1688 г. при установлении либерально-демократического режима в Англии, труды Франсуа
Вольтера, Жан Жака Руссо и других энциклопедистов сыграли преобразующую роль во Франции и т. п.; Длительный период идеология марксизма выступала ведущим интеллектуальным направлением в России. Расистская идеология стала основой нацистского путча и третьего рейха в Германии.
Социология и другие науки
Естественные науки. Во все времена человек был одержим желанием раскрыть окружающие его тайны и понять мир.
В процессе познания люди разрабатывали методы изучения социального и естественного мира, с их помощью получали, обосновывали и систематизировали знания о мире. Социоло-гия – научное исследование общества и человеческого поведения – является одной из наук, разработанных современной цивилизацией. Чтобы лучше понять место социологии среди этих наук, необходимо вначале рассмотреть отдельно науки естественные и общественные.
Естественные науки – это теоретические и академические дисциплины, ставящие своей це-лью понимание, объяснение и прогнозирование событий и процессов природной среды. Ес-тественные науки подразделяются на специализированные области исследования в соответ-ствии со своим предметом, такие, как биология, геология, химия и физика. Далее они под-разделяются на еще более специализированные разделы с более узким содержанием. Био-логия включает в себя ботанику и зоологию, геология – минералогию и геоморфологию, хи-мия изучает органические и неорганические вещества, в физике выделяют биофизику и кван-товую механику. В каждой области исследований рассматривается определенный "кусок” природы.
Общественные науки. Люди не ограничились изучением природы. Стараясь получить более полное представление о жизни, они создали также области науки, предметом которых явля-ется социальный мир. Эти общественные науки изучают человеческие отношения. Если есте-ственные науки стремятся объективно понять мир природы, то науки общественные ставят своей целью объективно понять социальный мир. Мир природы включает в себя упорядо-ченные (закономерные) связи, которые не очевидны, но должны обнаруживаться в целена-правленных наблюдениях, упорядоченные отношения людей в социальном мире тоже не бросаются в глаза, и их приходится выявлять с помощью целенаправленных и регулярных наблюдений.
Науки об обществе включают в себя антропологию, экономику, политологию, психологию, историю и социологию. В свою очередь антропология делится на культурную и физическую антропологию; экономика на макро- и микроэкономику; в политологии имеются теоретические и прикладные разделы; психология может быть клинической или экспериментальной; история – всемирной и историей отдельных стран; объектом изучения социологии являются количественные и качественные аспекты общественной жизни. Поскольку нас интересует социология, сравним ее с другими общественными науками.
Социология. У социологии много общего с другими общественными науками. С политологией ее объединяет то, что она исследует среди прочего проблемы политических отношений и государственного управления. С экономической наукой она граничит, затрагивая сферу социального обращения товаров и услуг, но в аспекте исследования социальных последствий производства, распределения и обмена. Как и антропология, социология делает своим предметом культуру, верования, традиции, но рассматривает их под особым социологическим углом. С психологией ее роднит то, что она исследует личность и ее жизнь в группе себе подобных. Наконец, в отличие от исторической науки, которая изучает только то, что свершилось и вошло в историю, социология фокусируется на современности, включает в себя социальное планирование и прогнозирование.


Категория: Ответы на вопросы | Добавил: socna5 (05.12.2008)
Просмотров: 10230 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 3.2/6
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]