Главная » Статьи » Ответы на вопросы |
Основные подходы исследования массовых коммуникаций.
Основные подходы исследования массовых коммуникаций.Начало исследований массовой коммуникации и обоснование проблемных вопросов связы-вают с именем немецкого социолога М.Вебера. В 1910 г. он методологически обосновал не-обходимость изучения прессы в социологическом аспекте, убедительно показав ориентацию периодической печати на различные социальные структуры и ее влияние на формирование человека как члена социума. Он также сформулировал социальные требования, которые предъявляются к журналисту, обосновал метод анализа прессы. Несмотря на множество ин-терпретаций массовой коммуникации, эти теории можно объединить в три группы в соответ-ствии с доминирующей функцией: 1) функция политического контроля, 2) функция опосредованного духовного контроля, 3) культурологическая функция. Особняком стоит теория "информационного общества", в рамках которой исследуется роль массовой коммуникации. В первой группе теорий, в которых массовая коммуникация трактуется как функция полити-ческого контроля, как выражение концентрации политической власти, выделяются две под-группы. В первой подгруппе доминирующим фактором является материально-экономический, во второй - идеологический. К первой подгруппе относится теория массового общества и варианты теории, основывающиеся на классическом марксистском понимании СМИ прежде всего как средств производства, которые в капиталистическом обществе являются частной собственностью.Теория массового общества исходит из положения о взаимодействии авторитетных и властных институтов общества, в результате чего СМИ оказываются интегрированными в эти институты и, как следствие, поддерживают политико-экономический курс властных структур. Политико-экономическая теория, в которой наиболее последовательно используются постулаты марксизма, на первое место выдвигает роль экономических факторов, определяющих функции СМИ. Политические факторы также учитываются, поскольку СМИ находятся в руках частных владельцев. Представителями этой теории являются английские социологи Г. Мердок и Гк Голдинг.Критическая теория представляет собой неомарксистский подход к анализу социальных процессов в обществе. Разрабатывалась эта теория в Франкфуртской школе раннего периода, у истоков которой стояли немецкие социальные философы - М. Хоркхаймер, Г. Маркузе и Т. Адорно. Ко второй подгруппе относятся теория "гегемонии" и теория массовой коммуникации, построенная на основе марксистской методологии.Теория гегемонии СМИ носит условное название, в котором слово "гегемония" интерпретируется как господствующая идеология. Н. Пулантзас, живший во Франции, и французский философ Л.Альтюссер. Подчеркивается огромная (почти самодовлеющая) роль СМИ благодаря их регулярности и возможности воздействия на людей в опосредованной, скрытой форме. Во второй группе наиболее значительным являются теории, разработанные на основе методологии структурного функционализма.Структурно-функциональные теории восходят к социологической теории действия американского социолога Т. Парсонса - создателя систем-но-функциональной школы в социологииИ в значительной степени опираются на положение американкого социолога Р. Мертона, согласно которому все действия в обществе обусловле-ны его потребностями. Идеологические факторы при этом несущественны. СМИ рассматри-ваются как самоорганизующаяся и самоконтролируемая подсистема, функционирующая в пределах установленных политических правил. К важнейшим функциям массовой коммуни-кации относятся информационная, интерпретирующая, обеспечивающая преемственность господствующей культуры, развлекательная и мобилизующая людей к активным действиям при проведении различных кампаний. Для теорий третьей группы характерен социокулътурологический подход к пониманию массовой коммуникации и роли СМИ. В настоящее время этот подход явно набирает силу, что объясняется новой волной интереса к человеческой личности и общей тенденцией к гу-манитаризации наук. Франкфуртская (поздняя) школа во второй период своей деятельности обратилась к проблемам культурологического функционирования массовой коммуникаци. Вольно или невольно представители этой школы сохраняют марксистский постулат о важно-сти исторического подхода к анализу факторов, обусловливающих социальные отношения в обществе. Специализируясь в теории и социологии музыки и других видов искусств, Адорно показал разрушительное воздействие СМИ на личность посредством распространения сте-реотипов массовой культуры. Он указал даже на изменение типов личности под влиянием стереотипов телепередач, а именно на то, что наблюдается утверждение внешне ориентиро-ванного типа личности. Бирмингемская школа, которая начала функционировать с 1970 г., имеет противоположный взгляд на роль массовой культуры в обществе. Одним из авторитетных представителей этой школы является С. Холл. В его трудах и работах его последователей сделана попытка исследовать более тщательно роль СМИ в процессе взаимодействия массовой культуры и различных социальных структур, представляющих субкультуры молодежи, рабочих, этнических меньшинств и др. При этом подчеркивается позитивная, интегрирующая роль массовой культуры.Культурологическая теория массовой коммуникации как нового этапа социального общения представлена исследованиями ка-надского социолога и публициста Х.МакЛюэна и французского социолога А. Моля. МакЛюэн разработал типологию исторически развивающихся систем культуры (уст-ная,письменная, аудиовизуальная), основанную на различных средствах общения. Изучение коммуникативных средств он считал главной задачей для понимания их взаимодействия с человеком. Интересен его вывод о том, что на протяжении человеческой истории соотноше-ние оранов чувств меняется в пользу слуха и тактильности. И еще одно интересное наблюде-ние: пользуясь "электронной информацией", мы вынуждены думать не "линейно-последовательно" (как привыкли при чтении книги), а "мозаично", через интервалы, посред-ством так называемого резонанса. К сожалению, эта дурная привычка укореняется в нас при чтении не только научных публикаций, но и художественных произведений - книги читаются "по диагонали" с тем, чтобы выловить интересующую информацию. Теории "информационного общества" стоят особняком, поэтому выделены в отдельную группу. Основой' этих теорий является концепция постиндустриального общества, разрабо-танная американским социологом Д. Беллом. Наиболее типичные постулаты этих теорий сводятся к следующему:- информация является главным источником и средством производ-ства, а также и его продуктом;- СМИ являются мощным стимулом для потребления информации и ее оценки, они также стимулируют коммуникативные технологии, благодаря чему создаются вакансии для работы (в США до 50% работающих так или иначе связаны с процессом подготовки, переработки и распространения ин формации);- изменения в обществе, "революционные потенции" заложены не в содержании информации, а в способах и средствах ее передачи и дальнейшего ее применения (иначе говоря, не важно что, а важно как).. Специалист в области массовой коммуникации Мак-Квейл дает рад конструктивных предложений для теоретических исследований:- поиски сближения социального и индиви-дуального использования коммуникации;-создание концепции соотнесенности информации и куль туры в плане их объективных возможностей и условий функционирования;-более тща-тельный анализ отношений в процессе коммуникации с тем, чтобы сбалансировать практи-куемую передачу информации и реальные запросы общества;-пристальное внимание к раз-личным технологиям и изучение их потенциальной направленности в практическом исполь-зовании;-более тщательное исследование альтернативного понимания коммерциализации и ее места в массовой коммуникации- пересмотр "общественного интереса" в коммуникации и понимания природы информации как вида частной собственности и общественного товара. Проблемой обратной связи в массовой коммуникации углубленно занимается социопсихология, для которой важно выяснение психологических условий, способствующих изменению общественного сознания, понимание связи между социально значимой реакцией получателя информации и собственно психической структурой его сознания. Значительный интерес в этом плане представляет проблема связи между внушаемостью получателя информации и его неподатливостью (ригидностью - от англ. "жесткость, стойкость, неподатливость") к изменению своего отношения или оценки событий. В социокоммуникации доминирующим является коммуникативный аспект массовой коммуникации, а информационно-содержательный занимает подчиненное место - в со-циокоммуникации важно не столько что, сколько как, кто, кому. Поэтому следует согласиться с теми исследователями, которые вместо традиционного термина "средства массовой информации (СМИ)" пользуются термином "средства массовой коммуникации", подчеркивая этим приоритет коммуникативного аспекта. К социокоммуникативным проблемам массовой коммуникации относятся следующие:- обоснование сущности и функций массовой коммуникации;- механизм обратной связи;- моделирование массовой коммуникации;- роль социологических доминант в массовой коммуникации;- влияние массовой коммуникации на социальную нормативность речи;- специфика прессы, радио и телевидения как средствмассовой коммуникации. | |
Просмотров: 7589 | Комментарии: 4 | |
Всего комментариев: 0 | |