Главная » Статьи » Ответы на вопросы

Социализация личности и ювентизация общества как взаимообусловленные процессы.

Социализация личности и ювентизация общества как взаимообусловленные процессы. 

Одним их важнейших моментов необходимости анализа социализации личности в социологии является объективная необходимость для вновь входящего в жизнь общества поколения быть не только готовым действовать в соответствующей системе социальных статусов и ролей, но и обладать возможностью изменить саму систему статусов и творить новую совокупность ролей. 
Под социализацией понимается процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических механизмов, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе. Выделяют два этапа социализации: первичная и вторичная. К субъектам первичной социализации относятся семья и группа сверстников. К агентам вторичной социализации - СМИ, система образования. Таким образом, с одной стороны, индивид под влиянием осознанных, целенаправленных, контролируемых воздействий агентов и субъектов социализации, а с другой стороны, под влиянием стихийных процессов, приспособляется к культурным, психологическим и социальным факторам окружающей среды. Однако социализацию не следует трактовать как односторонний процесс воздействия социальной среды на личность. Этот процесс связан не только с приспособлением к среде, но и ее изменением. В случае привнесения новых ценностей в общество молодежью, говорят о процессе ювентизации.
Ювентизация - понятие для обозначения таких социальных изменений и нововведений, которые являются результатом активной деятельности молодежи. Впервые данный термин появился в работе К. Господинова, содержавшей обобщения исследований по проблеме установления требований к молодежи.
П.Э. Митев предложил теоретическую конструкцию, которая основывалась на интерпретации процесса преемственности и смены поколений как имеющего две стороны: одна представляет собой социализацию молодежи, другая - ювентизацию общества. В этом случае социализация трактуется как понятие, описывающее общественное воздействие, направленное на интеграцию молодежи в существующую систему общественных отношений: экономическую, политическую и идеологическую подготовку нового поколения к продолжению унаследованной деятельности посредством включения в нее. Соответственно ювентизация понимается как привнесение молодежью перемен в общественные отношения. По своему содержанию ювентизация является специфическим видом творчества, порожденного новым доступом молодежи к социально-политической и ценностной системе общества. Социализация и ювентизация тесно связаны друг с другом: включая молодежь в существующую систему общественных отношений, общество меняется само, в результате социализация оборачивается ювентизацией. Но, меняя общество, молодежь сама меняется, поскольку встраивается в общественный механизм и становится частью общества, а значит, ювентизация оборачивается социализацией. С одной стороны, общество моделирует молодежь по своему образу и подобию, и вместе с тем, само омолаживается. С другой стороны, вкладывая молодость в саму общественную систему и обновляя ее, сама молодежь «стареет». Согласно концепции Митева через понятие «ювентизация» возможно решение проблемы определения понятия «молодежь». Более того, рассматриваемое понятие дает ключ к осознанию сущности и значения социальной активности молодежи, а также выявлению корней отклоняющегося поведения в молодежной среде. Также выявление эффектов ювентизации позволяет оценить присущий молодежи «ювентизационный потенциал».
В литературе отмечается близость концепции ювентизации и концепции М. Мид о 3-х типах культуры. Так, М. Мид выделяет три типа культуры: 1) постфигуративную; 2) кофигуративную; 3) префигуративную. Для последнего типа культуры характерным является процесс трансляции ценностей, идей не только от старшего поколения к младшему, но и наоборот. В данном случае есть сходство концепции ювентизаци и трактовки префигуративной культуры М. Мид.

Категория: Ответы на вопросы | Добавил: socna5 (05.12.2008)
Просмотров: 4321 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]