Главная » Статьи » Ответы на вопросы |
Теоретические подходы к объяснению понятия политики.
Теоретические подходы к объяснению понятия политики. Термин «политика» — греческого происхождения, от слова polis — город. С самого начала он определял раз¬личные формы государственного управления. Одно из первых произведе-ний Аристотеля, посвященное изучению политики, трактат «Политика» имеет дословное на-зва¬ние «Относящееся к государству». Таким образом, как социальное явление политика про-должительное время ассоциировалось с государством, его функционирова¬нием при помощи власти. В то же время она восприни¬мается в несколько ином смысле, как более широкое общественное явление. Политика интерпретируется не только как форма проявления государственной власти, но и как выражение полномочий других негосударст-Большинство из них сводит политику к четырем основным интерпретациям. 1. Политика как отношения, включающие согласие, подчинение, господство, конфликт и борьбу между людьми (индивидами или группами) — внутренняя поли¬тика, а также между государствами — внешняя политика. 2. Отождествление политики с другими политическими явлениями, в частности, такими как власть, господство, следовательно, и государство. Ос¬новой для этой интерпретации является управленческая деятельность, организация и контроль государства, а также знание и умение тех, кто управляет, и жизнедея¬тельность как естественное качество личности зани¬маться совместно с другими людьми общими делами. 3. Функциональная трактовка, то есть осознание поли¬тики посредством присущих ей конкретных функций управления, распределения ресурсов, сохранения внут¬реннего и внешнего мира. Это понимание политики ис¬ходит из того, что в зависимости от конкретного вре¬мени исторического развития ее функции могут изменяться. 4.Телеологическая интерпретация политики, то есть представление о ней через определение дости¬гаемых целей (греч. teleos — цель).
Основные свойства политики: — инклюзивность, или способность безграничного «проникновения» в другие сферы обще-ства, или соеди¬нения с другими регуляторами человеческих отношений; деятельности сильных слоев, дабы они не подчинили себе экономически более слабых и не лишили их таким образом какой бы то ни было свободы. — функционирование в форме соучастия и взаимо¬действия управляющих и управляемых; — единство, в политическом процессе сознательных и стихийных поступков и форм поли-тического поведения; — функциональность способность служить обществу, что позволяет политике глубоко вли-ять на другие сферы общества и всесторонне взаимодействовать с ними. Основатели марксизма, например, исходили из того, что реальную власть в обществе, в ис-ториче¬ском его продвижении, имеют прежде всего такие фак¬торы, как развитие техники и система экономических классовых отношений и только после них — политика. Политика имеет определенную структуру. Составные компоненты ее: политические отно-шения, политическое сознание и политическая организация общества. Политические отношения — это специфические ус¬тойчивые связи общественных групп ме-жду собой и с институтами власти. Политическое сознание характеризует политику с точки зрения приятия ее субъектом и его непосредст¬венной вовлеченности в политическую жизнь. Полити¬ческое сознание — это мно-гоуровневое образование, включающее в себя массовое, групповое и индивиду¬альное соз-нание. В содержательном отношений оно в обобщенной форме отражает степень знакомства субъекта с политикой и его рационального к ней отношения. Разные исследователи полити-ческой жизни имеют свои подхо¬ды в определении конкретных функций политики. С нашей точки зрения, конструктивным средством яв¬ляется определенная субординация функций, вычлене¬ние среди них наиболее общей и тех, которые подчи¬нены ей и обеспечивают ее практическую реализацию. Такой общей функцией мы считаем функцию самостоя¬тельного руководства и управления общественными процессами и достижению благодаря этому интеграции различных, слоев населения, целостности и стабильного социума. Реализация этой общей функции обеспечивается такими важными и четко выраженными функциями: — отображение властно значимых интересов всех групп населения. — изучение и рационализация противоречий воз¬никающих при реализации разносторон-них интересов граждан. Властные структуры направляют эти противо¬речия в цивилизованное русло диалога граждан между собой и с государством; — человекообразующая функция, позволяющая личности конституировать себя как само-стоятельное соци¬ально активное существо. Превращение человека в граж¬данина, совершае-мое политикой, происходит благодаря тому, что она представляет собой специфическую об-ласть социализации личности, приобщение ее к миру сложных социальных отношений; — обеспечение инновационности социального раз¬вития общества и человека. Согласуя ин-тересы социаль¬ных групп, и отдельных граждан, политика способна создавать новые формы социальной организации, фор¬мировать предпосылки воспроизведения расширенного порядка человеческого сотрудничества. | |
Просмотров: 2473 | Комментарии: 1 | |
Всего комментариев: 0 | |