Главная » Статьи » Ответы на вопросы |
Методологические противостояния в социологической теории 20 века.
Методологические противостояния в социологической теории 20 века.В условиях воздействия индустриализации и урбанизации, значительных социальных изменений теор.С. также претерпевала значительное изменение в процессе своего развития (становления) в 20в. Роль Чикагской школы в теор.С. необычна тем, что она была одним из немногих «целостных коллективных интеллектуальных предприятий» в истории этой науки. Традиция, начатая в Чикагском университете, сохраняет свое значение для социологии и ее теоретического и эмпирического аспекта и ныне. Социологич. Отделение Чик-го ун-та было основано в 1892 г А. Смоллом, ему было суждено на многие годы стать центром социол. дисциплины в этой стране, его характерные особенности: 1) тесная связь с религией (препод-ли-священники); 2) задача социологии – содействовать соц.реформам, что существовало с убеждением в необходимости в научности социо-и (отсюда научная конц. Ч-й шк.была слишком «мягкой» в глазах позитивистов, к-е позднее заняли лидерские позиции в социологии). У.Томас, работа «Польск. Крестьянин»- повернуло социологию от абстрактн.теории к изучению эмпир.мира с исп-м теоретического каркаса. Тяготение к микроподходу, соц.-псих. взгляду, к-й противоречил макроскопическим, соц.-структурным и соц.-к-м воззрениям таких Европ. ученых как Маркс, Вебер, Дюркгейм. Этот взгляд стал одной из определяющих черт теор. продукта Ч-й шк. – символического интеракционизма.
Р. Парк стал ведущей фигурой в Ч-м отделении, к-е, в своб очередь, доминировало в социол-и до 30-х гг. 20в, ее влияние с 30-х гг. начало ослабевать (со смертью Мида и уходом Парка). Мид и Кули: социол-я д.заниматься соц.-псих явлениями, такими как сознание, дей-ствие и взаимодействие. Мид подарил социологии соц.-психол-ю теорию, отличавшуюся от большинства Европ. теорий. Причины падения Ч-й шк.:1. наибольшее внимание уделялось научности, т.е. необходимости использовать усложненные методы и стат.анализ, но Чикаг-ская школа делала акцент на описательных этнографических иссл-х, часто фокусируясь на личностных представлениях субъектов. Отказ от статистики, т.к. она делает невозможным анализ субъективного, характерного и особенного. В свете тяги ученых к качественным мето-дам, важной работе, проведенной в Чикаго с использованием кол-х методов не придавали значения. 2. Все больше людей вне Чикаго возмущались главенствующим положением Чикаго и в Америк-м социологическом общ-ве. В 30-м г было основано Восточное социологическое общ. и со стороны восточных социологов стали развиваться голоса о главенстве среднего запада. В 35г. мятеж против Ч-й шк. Привел к тому, что новым руков-м ассоциации социологов стал непредставитель Чикаго, это ознаменовало рост новых мощных центров Гарвардв и Лиги Плюща (группа самых престижных колледжей и университетов на северо-востоке США). Символич.интеракционизм был слишком неотчетливой устной традицией, из-за этого уступил место более точным и систематизированным теоретическим системам, таким как структ-й ф-м. Социология в Гарварде развивалась с начала работы П. Сорокина. Затем Парсонс стал наиболее авторитетной фигурой в амер. социологии. Гарвард и его главн.теор.продукт- стр-й ф-м в конце 30-х заняли в социолггии ведущее положение, придя на смену Чикагской школе и символич-му интер-му. В 40-е–50-егг. наибольшее влияние и начало упадка стр-го ф-ма, Парсонс создал свои наиболее значительные произведения, к-е отражали его поворот от теории действия к стр-му ф-му. Студенты П. занимали ведущие посты во многих крупных отделениях социологии, с .т.з. идеологии они стали на сторону неравенства, утверждая, что стратификация становится функционально не-обходимой для сущесвования общ. структуры. Начав добиваться доминирующего положения в социол.теории ст-й ф-м стал мишенью для критики и нападки увеличивались, достигнув пика в 60-е-70-е. стр-й ф-м обвиняли в полит.консервативности, неспособности осуществлять соц.изменения, т.к. он ставит во главу угла статические структуры и неспособность произвести адекватный анализ соц. конфликта. Одним из рез-в критики стала попытка со стороны социологов преодолеть проблемы стр-го ф-ма путем объединения интереса к структуре и интереса к конфликту, эта работа положила начало развитию теории конфликта как альтернативы стр-но-ф-й теории. В течение многих лет главной альтернативой структур¬ному функционализму была тео-рия конфликта. Перед тем как обратиться к особенностям структурного функционализма и теории кон-фликта надо поместить эти теории в более широкий контекст спора между теориями согласия (одна из которых— структурный функционализм) и теори¬ями конфликта (одна из них — социологическая теория конфликта). С точки зрения теории согласия считается, что коллективные нормы и ценности имеют фундаментальный для общества характер. Эти теории помещают в центр своего внимания социальный порядок, основанный на неявных соглашениях, и полагают, что социальные из¬менения происходят медленно и закономерно. Теории конфликта, напротив, под¬черкивают контроль одних социальных групп над другими, придерживаясь мыс¬ли, что социальный порядок основан на манипуляции и контроле доминирующих групп, и считая, что социальные изменения случаются быстро и беспорядочно, ко¬гда главенствующие группы свергаются подчиненными. Хотя эти критерии в целом определяют существенные различия социологиче¬ских тео-рий структурного функционализма и теории конфликта, пола¬гают, что круг разногласий го-раздо шире. Предвестником союза марксизма и социол.теории стало развитие теории к-та, первым упоминанием в теории стала книга Л.Козера, посвященная ф-м соц. к-та с т.з. стр-но-функц-го мировоззрения. Самая большая пробл. теории конфликта в ее оторванности от тео-рии Маркса, на идеи к-й она могла бы опереться, т.к. марксистская теория была создана и развивалась вне социологии и могла бы дать базу, на к-й следовало развивать сложную со-циол-ю теорию, исключение- работа Р. Дарендорфа, к-й пытался представить теор. к-та в марксистских традициях, в итоге его теория к-та выглядела как зеркальное отражение стр-го ф-ма. В конце-концов теор. к-та следует рассматривать как переходный период в истории со-циологической теории. Т.конфликта потерпела крах, так как прошла недостаточный путь в направлении марксистской теории, Америк. социология в50-60-х гг. не готова была принять сформировавшийся марксистский подход, но данная теория наметила пути к принятию дан-ного подхода в 60-х. Причины вторжения марксистской т. в америк. социол.т. в 60-е гг.: 1. господствующая теория стр-й ф-м критиковалась, 2. радикальная социология Миллса и теор.к-та заложили основу американской теории в рамках марксистской традиции, 3. эра негритянских протестов, пробуждение женских и студенческих движений. Многих из молодых социологов привлекли радикальные идеи, они обращались к работам Маркса, марксистов, к-е могли бы способствовать развитию марксистской социологии. Отношения неомарксизма и классической социологии очень сложные и конфликтные, выделяют 3 этапа конфронтации:1. середина 50-х, Фромм и Маркузе озвучили пробл.необходимости переоценки ценностей перед академической социологией, 2. выход в свет работы Ч.Р.Миллса «Социол.воображение», 59г, 3. середина 60-х (61-64гг.), поставлены вопросы общей методологии, соц позн. Представители неомарксизма: Лукач, Кони, Маркузе. Интерпретация теории Маркса в духе феноменологии, фрейдизма, структурализма, экзистенциализма. 1-я версия неомарк. конц., предложенная Лукачем. Этапы неом-ма: 1. начало 20-сер.30х гг. зарождение. К этому этапу относится формирование 1-й не-омарксистской школы – формирование Франкфуртской школы во главе с К.Хоркхаймером, а также формирование неомарксистской конц. Э Фромма (марк-м + экзистенц-м), 2.30-е-50-е марксизм становится популярным за пределами Германии, разработка критической теор. Хоркхаймера, развивается фрейдо-марксистское направление в неомарксизме, работы Маркузе «Эрос и цивилизация», Т. Адорно «Авторитарная личность» 3. 60-егг. радикализация взглядов неомарксистов в связи с политическими событиями в мире.характерно для Маркузе акцентуация молодежных движений в борьбе с капитализмом, происходит конвергенция Франк-й шк. и левоэкзистенциональной конц. неомарксизма (Сартр «Критика диалектического разума», 60г.) 4. начало 70-х. Закат неомарксизма Базовые черты неомарксизма: 1) критика идеологии капиталистич.общ.; 2) тенденция к социоморфизму (сведение всего диалектического анализа Маркса к соц.реальности, убира-ется философия и четко диалектические категории начинают использоваться клнкретно для анализа конкр. проявленмй соц.реальности); 3) базовая категории-отчуждение, – для анализа всех соц отн-й, независимо от сферы жизнед-ти общ-ва; 4) антипозитивизм современная неомарк-му н-ка – источник соц.эксплуатации, говорят, что соц.ученые несут ответств-ть за свои теор.модели,; 5) фатализм по поводу социума: капиталистич.образ жизнеустройства общ.обречен, все закончится революциями; 6) ожидание капиталистического апокалипсиса , крушение кап-й цивилизации неизбежно, причем революционным путем, д. возникнуть такое устройство социума, кот. до этого не существовало; 7) опора делалась на те слои населения, кот. в наименьшей степени адаптировались к капиталистической цивилизации: студенты, наркоманы, безработные, преступники, сексуальные меньшинства, они наиболее способны и максимально готовы к соц. мобильности. | |
Просмотров: 3208 | Комментарии: 2 | |
Всего комментариев: 0 | |