Главная » Статьи » Ответы на вопросы |
Особенности социологического анализа личности.
Особенности социологического анализа личности. Социолог изучает личность как элемент социальной жизни, раскрывает механизм ее ста-новления под влиянием социальных фак¬торов, механизм обратного воздействия на социаль-ный мир, ее учас¬тие в изменении и развитии общественных отношений. Социология изучает связи личности и социальной группы, личности и общества, регуляцию и саморегуляцию со-циального поведения.
В социологии принято разграничивать понятия "человек", "ин¬дивид", "личность". Поня-тие "человек" служит для характеристики его биосоциальной природы. Понятие "индивид" характеризует отдельного человека. Понятие "личность" служит для характеристики социального в человеке. Социологию интересует человек как социальное существо, как продукт и субъект общественных процессов, как выражение об¬щественных отношений. Личность можно определить как устойчи¬вый комплекс качеств, свойств, приобретаемых под влиянием соот¬ветствующей культуры общества и конкретных социальных групп, к которым она принадлежит, в жизнедеятельность которых включена. Формирование этих, качеств и свойств во многом опосредовано биологическими особенностями индивида. Однако решающая роль в процессе становления личности принадлежит социальному воздейст¬вию, огромному множеству социокультурных факторов, вводящих человека в социальный мир. Через понятие ста¬туса в социологии раскрывается позиция личности в социальной сис-теме, связанной с при¬надлежностью к социальной группе и анализ ее социальных ролей и того, как она эти роли выполняет. Поскольку каждый человек одновременно выполняет множест¬во социальных ролей, возможно возникновение межролевых конфлик¬тов и внутриролевых конфликтов. Внутренняя структура личности: 1) Потребности — (ма¬териальные или духовные). 2) Интерес (имеет объективно-субъективную природу). Это осозна¬ние потребностей личности. Потребности и интересы личности ле¬жат в ос¬нове системы ее ценностей и ценно-стных ориентации. кот. используются в социологии для изу¬чения регуляторов поведения личности. 3) Ценности. Совокупность ценностных представлений, усвоенных и приня¬тых лично-стью, лежит в основе того, что она считает нужным, необходимым, того, к чему она стремится в своем поведении. Ценностные ориентации дают представление об устойчивой направ¬ленности интересов. 4) Мотивы. Они характеризуют отношение личности к интересам, ориентациям, дают им оценку. Социальная характеристика личности будет неполной без анализа такого регулятора ее поведе¬ния, как социальные нормы. Полноценным субъектом общественной жизни, участни-ком общественных отношений личность становится лишь по мере усвоения и принятия ею соответствующих социальных норм, регулирующих практически все стороны жизнедеятель-ности общества. Социальные нормы — общие, распространяющиеся на всех членов общества или на определенные их категории, правила поведе¬ния в различных социальных ситуациях. Важнейшим предметом измерения при социологическом анализе личности является её соци¬альный потенциал. Это собирательное понятие включает в себя такие личностные харак-теристики, как задатки, способности, знания, уме¬ния, навыки и т.п.; определяющие в своей совокупности не то, что человек делает, а то, как он это делает, т.е. способ, технологию чело-веческой деятельности, ее уровень, ее эффективность. Многие соци¬ологические исследова-ния направлены на измерение уровня способ¬ностей людей к выполнению определенных со-циальных функций, их подготовленности к профессиональной, общественно-политической, культурной и иной деятельности. | |
Просмотров: 6525 | Комментарии: 3 | |
Всего комментариев: 0 | |