Главная » Статьи » Ответы на вопросы |
Основные направления развития современной социологической теории.
Основные направления развития современной социологической теории.
По мере вступления в 21 век все актуальнее становится вопрос: подверглось ли общество и теории о нем каким-либо трансформациям? Одна из позиций представлена творчеством группы теоретиков (Ю.Хабермас, Э.Гидденс), полагавших, что мы продолжаем жить в обществе, которое пра-вильнее всего назвать современным, и в отношении которого можно строить теории тем же способом, какой мыслители использовали на протяжении многих лет. Иной точки зрения придерживается другая группа мыслителей (Ж. Бодрийар, Ф. Лиотар, Ф. Джеймсон), которые утверждают, что общество изменилось так резко, что мы сейчас живем в качественно ином, постмодернистском обществе и о нем надо размышлять новыми способами. Рассмотрим соврем.соц. теории: теорию структурации Э.Гидденса, теорию коммуникативного действия Хабермаса, теорию самореферентных систем Н.Лумана, конструктивистский структурализм П.Бурдье. Гидденс (теория структурации) соц.действия создают структуры и только через них осу-ществляется воспроизводство структур. Предметом исследования являются «соц. практики, упорядоченные в пространстве и во времени». Они не являются раз и навсегда данными, не-изменными. Напротив, соц.практнки разнятся в разных странах, они своеобразны в одной и той же стране в разные периоды ее истории. Соц.практика «не создается соц.акторами, а лишь постоянно воспроизводится ими», т.е. она имеет характер преемственности, упорядо-ченности. Индивиды, усваивая в ходе социализации законы и навыки соц. деятельности, обеспечивают повторение соц.практик, что делает возможным их типизацию и научный ана-лиз. Конструктивный структурализм П. Бурдье. Предложил использовать два подхода при изучении соц. реальности. Структурализм, который им реализуется в виде принципа двойного структурирования соц. реальности: А) в соц.системе существуют объективные структуры, независящие от сознания и воли людей, которые способны стимулировать те пли иные действия и стремления людей; Б) сами структуры создаются соц.практиками агентов. И конструктивизм, который предполагает, что действия людей, обусловленные жизненным опытом, процессом социализации и приобретенными предрасположенностями действовать так или иначе, являются матрицами соц. действия, которые «формируют соц.агента как прак-тического оператора конструирования объектов». Теория коммуникативного действия Ю. Хабермаса. Пунктом концепции Ю. Хабермаса является категория «жизненного мира», восходящая к феноменологической традиции. «Жизненный мир» - нетематизированный горизонт значений, который составляет основание жизненного опыта индивида. В современных условиях, считает Ю. Хабсрмас, можно выделить четыре идеальных типа социального действия: I. Стратегическое - управляемое эгоистическими целями, при достижении которых принима-ется во внимание влияние поведения хотя бы одного иного индивида. 2. Нормативное - целью явл достижение взаимовыгодных экспекаций, осуществляеися посредством подчинения своего поведения разделяемым ценностям и нормам. Норма-тивное действие рационально настолько, насколько оно соответствует социально принятым стандартам поведения. 3. Драматургическое - Целью явл. «представление самого себя» или создание публичного имиджа. «Драматургический» элемент социального действия аналогичен стратегическому типу действия, от которого он отличается лишь целевой направленностью. Рациональность и того и другого типа одинакова по форме, но различна по критерию оценивания. Эффективность стратегического действия оценивается количеством затрат, тогда как эффективность драматургического действия определяется его «искренностью». 4. Коммуникативное – цель - свободное соглашение участников для достижения совместных результатов в определенной ситуации. Нормативное и драматургическое действия отличаются от стратегического тем, что предполагают наличие молчаливого соглашения относительно взаимных экспектаций. Теория самореферентных систем Лумана. Система – это нечто, способное отличать себя от внешней среды и воспроизводить эту границу. Луман считает, что общество является примером такой самовоспроизводящейся и самореферентной системы. Оно постоянно про-изводит различение себя и внешней среды, различение, дающее ему право именоваться сис-темой. Эта система является самовоспроизводящейся (аутопойетической), т.к. акт воспроиз-водства не предполагает воспроизводимости причин и условий производства. Об-во высту-пает самореферентной системой, т.е. способно описывать себя, воспроизводя в этом описа-нии самого себя. Элементами социальной оказываются коммуникации, а не люди или их действия. Коммуникация означает различение информации, сообщения и понимания, это смысловой, самореферентый процесс. Коммуникации производят и воспроизводят себя по-средством самих себя, то есть элементы системы и системные операции - это одно и то же. Отсюда вытекает оперативная закрытость социальной системы. Она воспроизводит сама себя посредством собственных операций; не имеющих никакого отношения к внешнему ми-ру, что и является основой фундаментальной характеристики системы саморазличения. Говоря о развитии социологической теории в наши дни, следует выделить три наиболее актуальних сегодня соц.подхода:микро-макроинтеграция, интеграция действия и структу¬ры и теоретический синтез. Микро-макроинтеграция Многие из последних работ в социологической теории были посвящены изучению зави-симости между микро- и макротеориями и уровнями анализа. Существует целый ряд приме-ров попыток связать микро-макро уровни анали¬за и/или теорий. Джеффри Александер соз-дал «много¬мерную социологию», предмет которой — модель уровней анализа. В ее основе лежат проблема порядка и проблема действия. Порядок имеет индивидуальный (микро) и коллективный (макро) уров¬ни. Действие, как считается, обладает материалистическим (объ-ективным) и идеалистическим (субъективным) уровнями. Из этих двух постоянных Алексан-дер выводит четыре основных уровня анализа: коллективно-идеалистический, коллективно-материалистический, индивидуально-идеалистический и индивидуально-материалистический. Схожие подходы разра¬батывались Норбертом Уайли, который также описывает четыре основных уровня анализа — личность или индивид, взаимодействие, со-циальная структура и культура. Джеймс Коулмен разработал теорию микро-макроотношений, основанную на подходе рацио¬нального выбора, заимствованного из эко-номики. Интеграция действия и структуры Параллельно развитию интереса в Соединенных Штатах к микро-макроинтегра¬ции, в Ев-ропе наблюдался рост внимания к агент-структурной интеграции. Маргарет Арчер счита¬ет тему действия и структуры основным вопросом в европейской социальной те¬ории. В совре-менной Европ. Соц. теории существуют четыре основные точки зрения на проблему интегра-ции действия и структуры. Первая — структурационная теория Энтони Гидденса .Ключевым моментом в подхо¬де Гидденса является то, что он рассматривает действие и структуру как «дуальность». Это означает, что они не могут быть изолированы друг от друга: агент вовлечен в структуру, а структура включена в агента. Маргарет Archer не считает, что к агенту и структуре можно подходить как к дуальности, а скорее рассматривает их как дуализм. Это означает, что действие и структура могут и должны быть изолированы. В творчестве Бурдье проблема действия-структуры преобразуется в интерес к соотношению между габитусом и полем. В целом, Бурдье интересует отношение между габитусом и полем — диалек¬тическое отношение. Последний основной теоретик агент-структурной зависимости — немецкий со-циальный мыслитель Юрген Хабермас. Хабермас также занимался проблемой интеграции структуры и действия, рассматри¬вая ее в рамках проблемы «колонизация жизненного мира». Жизненный мир — это микромир, в котором люди взаимодействуют и общаются. Теоретический синтез Направления микро-макро и агент-структурной интеграции возникли в 1980-х гг. и оба продолжали занимать прочные позиции в социологии 1990-х гг. Они яви¬лись ступенькой пе-рехода к более обширному течению — теоретическому синте¬зу, который ведет отсчет при-близительно с начала 1990-х гг. Льюис предположил, что относительно низкий статус социо-логии может быть результа¬том чрезмерной раздробленности и что движение по пути боль-шей интеграции, возможно, повысит статус данной дисциплины. Также существуют попытки привнести в социологическую теорию разработ¬ки, лежащие вне социологии. Были работы, направленные на включение в, социо¬логию биологических идей, с тем, чтобы создать социо-биологию. В целом, можно сказать, что идея создания единой социологической теории со-хранила свою актуальность в нашей науке и по сегодняшни день. | |
Просмотров: 5173 | Комментарии: 4 | |
Всего комментариев: 1 | ||
| ||