Главная » Статьи » Ответы на вопросы |
Структура социологической системы знания.
Структура социологической системы знания.К концу XX в. социология превратилась в сложно структурированную науку. В качестве основных структур в ней выделяют:
- макроциологию и микросоциологию; - общую и прикладную социологию (первая занимается разработкой фундаментальных основ социологии, вторая - исследованием конкретных актуальных социальных проблем); - теоретическую и эмпирическую социологию, которые решают вопросы либо теорети-ческого свойства, либо комплекс методологических и методических проблем организации и проведения конкретных социологических исследований; Социология как наука представляет собой органическое единство, взаимодействие тео-ретических и эмпирических методов. Данное единство, в котором эмпирическое является средством обоснования теоретических идей – идеальная модель социологии как науки в це-лом. Теоретическая социология имеет трехуровневый характер. Различают: а) общесоциоло-гические теории; в) теории так называемого среднего уровня; г) специальные (или частные) концепции. 1 уровень — общая социологическая теория — представлен об общ. как о целостном ор-ганизме, месте и роли соц. связей, законов (закон целостного общ., взаимосвязи, подструктур и т.д.), системе соц. механизмов, принципы соц. познания, осн. методологические подходы. Принципы общесоц. теории — 1. Анализ явлений и процессов во взаимосвязи с другими явл. и процессами. Выявление определяющего фактора (у Парсонса - нормы, у Маркса - экон, у Сорокина - культура). 2.Принцип генетического анализа (как возникло, происходило, как будет дальше?) 3.Системный подход. Общесоциологические теории призваны дать цельное объяснение социальной формы материального мира, вскрыть основные закономерности социальной жизнедеятельности людей и их групп, тенденции развития социальных отношений как целостной системы. На это претендуют теоретические конструкции, созданные Г. Спенсером, Э. Дюркгеймом, Г. Зимме-лем, К. Марксом, М. Вебером, П. Сорокиным, Т. Парсонсом, А. Шюцем, Дж. Мидом, Дж. Хо-мансом, П. Бурдье и другими классиками социологии. 2 уровень — ССТ — конкретизируют, уточняют 1 уров. применительно к отдельным ви-дам соц. взаимодействия. 3 вида: 1-ССТ отдельных общностей (города, села, этносоциоло-гия), 2-ССТ жизнедеятельности отдельных общностей в отдельн. сферах — отраслевые (соц.-я быта, труда, образования и т.д.) 3-ССТ отдельных элементов соц. механизма(соц.-я активности, организации, соц.контроля). К теориям "среднего уровня" относят те, которые претендуют на осмысление не всей со-циальной жизни как целостной системы, а лишь некоторых ее структур (страт, классов, этно-сов, трудовых коллективов и т.д.) и процессов (конфликтов, социализации и адаптации лич-ности, аномального поведения людей и т.п.). Для всех социологических теорий среднего уровня характерны: Широкая опора на эмпирическую базу по соответствующей проблематике, Теоретическое описание изучаемой социальной подсистемы на основе обобщения эмпи-рических данных, Описание теоретической модели изучаемой подсистемы в рамках той или иной всеохваты-вающей теории общества, Теории среднего уровня являются теоретической базой соответствующих социологических исследований. 3 уровень — конкретный социологический анализ — измерение конкретных соц. процессов на основе показателей общей теории и ССТ (теория, методика, техника). Главная научная цель – добыча конкретных фактов, их описание, классификация, интерпретация. Виды конкр. анализа — по масштабу: международные, региональные, местные, по вр-ни действия: длительные, оперативные, по целям: фундаментальные и прикладные. Цель прикладных исследований – дать конкретное знание о состоянии дел в той или иной отрасли промышленности, на предприятии, разработать конкретные рекомендации и т. д. Цель фундаментальных исследований – выявить важнейшие тенденции в развитии соци-альной жизни, отдельных ее сферах. | |
Просмотров: 4851 | Комментарии: 4 | |
Всего комментариев: 0 | |