Главная » Статьи » Ответы на вопросы |
Кнцепция социального факта Дюркгейма.
Кнцепция социального факта Дюркгейма. "Самогубство”.На основании статистических данных он делает вывод, что кривая самоубийств не является случайностью, а подчинена из-вестной закономерности. Он писал: «Состав индивидов, образующих известное общество, из года в год меняется, а число само-убийств, тем не менее, остается то же до тех пор, пока не изменится само общество». Дюркгейм достаточно убедительно показал односторонность и несостоятельность психологических, биологических, географических объяснений факта самоубийства и рас-сматривал его в связи с изменениями в структуре общества и социальными условиями, в частности: а) семейными, б) религиозны-ми, в) национальными и т. д.
Свою типологию самоубийств Дюркгейм выводил не из индивидуальных мотивов, поскольку считал, что они настолько мно-гообразны и зачастую неизвестны, что не имеют социологического значения. Поэтому он исходил из специфических состояний об-щественного сознания, объясняющих характер взаимоотношений индивида и социальной группы. Он выделял три типа само-убийств: эгоистическое, альтруистическое, анемическое. Первый тип(эгоистическое) самоубийств, по Дюркгейму, коренится в разрыве социальных связей между индивидом и группой. Как считает Дюркгейм, когда люди объединены и связаны любовью с той группой, к которой они принадлежат, то они легко жертвуют своими интересами ради общей цели и с большим упорством борются за свое существование. Кроме того сознание цели, стоящей перед ними, заставляет их забыть о личных страданиях. В коллективе, как отмечает он, можно наблюдать постоянный об-мен идей и чувств между всеми и каждым, и поэтому индивид не предоставлен своим единичным силам, а является участником коллективной энергии и находит в ней поддержку в минуты слабости и упадка. В этом плане, чем сильнее ослабевают внутренние связи с той группой, к которой принадлежит индивид, тем меньше он от нее зависит и тем больше он будет руководствоваться соображениями своего личного интереса. называть эгоизмом такое состояние индивида, когда индивидуальное «Я» резко противополагает себя социальному «Я» и в ущерб этому последнему, то мы можем назвать эгоистичным тот частный вид самоубийства, который вызывается чрезмерной индивидуализацией.». Продолжая свою мысль, он подчеркивает, что крайний ин-дивидуализм не только благоприятствует деятельности причин, вызывающих самоубийства, но может сам считаться одной из при-чин такого рода. Таким образом, все разочарования индивида выражают собой состояние разложения, в котором находится обще-ство. Эгоизм является не вспомогательным фактором, а производящей причиной. Если разрываются узы, соединяющие человека с жизнью, то это происходит потому, что ослабла его связь с обществом. Что же касается фактов частной жизни, кажущихся непо-средственной и решающей причиной самоубийства, то они, по Дюркгейму, могут быть признаны только случайными. Альтруистичрское самоубийство выступает у Дюркгейма своеобразной обратной стороной эгоистического. Как он подчер-кивает в этой связи, если крайний индивидуализм приводит человека к самоубийству, то недостаточно развитая индивидуальность должна приводить к тем же результатам. Или, говоря другими словами, когда человек отделился от общества, то в нем легко за-рождается мысль покончить с собой; то же самое происходит с ним и в том случае, когда общественность вполне и без остатка по-глощает его индивидуальность. Понятно, что если общество может принуждать к самоубийству, то это обстоятельство означает, что индивидуальная личность в данной среде ценится очень низко. Ясно и другое, что для того, чтобы индивид занимал такое незна-чительное место на фоне коллективной жизни, необходимо почти полное поглощение его личности той группой, к которой он принадлежит. «Альтруизм» также точно выражает обратное состояние, когда «Я» не принадлежит самому человеку... и когда центр его деятельности находится вне его существа, а внутри той группы, к которой данный индивид относится. как замечает автор, не каждое альтруистическое самоубийство является обязательным. Существует целый ряд самоубийств, где рука общества не чувствуется в такой степени и поэтому самоубийство не носит такого обязательного характера (носит факультативный характер). Наконец, самоубийства вызываются аномией, социальной дезорганизацией, в итоге которой люди теряют привычный образ жизни и не могут приспособиться (адаптироваться) к новым социальным условиям. Это особенно относится к периодам кризисов и социальных потрясений, когда рушится сложившаяся иерархия ценностей: одни люди внезапно возвышаются, а другие теряют свое социальное положение, что порождает неустойчивость общества в целом и рост числа самоубийств. Как отмечал Дюркгейм, в момент общественной дезорганизации, — будет ли она происходить в силу болезненного кризиса или, наоборот, в период благо-приятных, но слишком внезапных социальных преобразований — общество оказывается временно не способным проявлять нуж-ное воздействие на человека, и в этом мы находим объяснение тех резких повышений кривой самоубийств, Причем аномия, по Дюркгейму, является в наших современных обществах регулярным и специфическим фактором самоубийств, отличным от всех других типов самоубийств. Эгоистическое самоубийство проистекает от того, что люди не видят смысла в жизни, альтруистическое — вызывается тем, что индивид видит смысл жизни вне ее самой, третий (анемический) вид определяется беспорядочной, неуре-гулированной человеческой деятельностью и сопутствующими ей страданиями. При эгоистическом виде самоубийства, дефект находится в собственно коллективной деятельности, которая лишается смысла и значения. Наоборот, при анемичном самоубийстве решающую роль играют исключительно индивидуальные страсти, которые не встречают на своем пути никакого сдерживающего фактора. Причем эгоистическое и анемическое самоубийства, по Дюркгейму, большую часть своих жертв вербуют в разнородных слоях общества. Первое распространено по преимуществу среди интеллигенции, в сфере умственного труда, а второе наблюдается главным образом в мире торговли и промышленности. Исследование Дюркгейма о самоубийстве имело большое научное и практическое значение. Эта проблема стала одной из важнейших в общей системе 'социологического познания общественной жизни. Последующие исследования подтвердили пра-вильность многих выводов Дюркгейма. Например, что процент самоубийства у мужчин выше, чем у женщин, а в городах выше, чем в сельской местности; что среди протестантов самоубийств больше, чем среди католиков; что процент самоубийств выше среди одиноких, вдовых и разведенных людей, чем среди женатых, а у женатых он выше среди бездетных и т. п. Дюркгейм удачно использовал метод статистических корреляций, в частности, для определения роли косвенных данных. Например, он считал важ-ным фактором самоубийства отсутствие социальной сплоченности. Но «социальная сплоченность» не отражается непосредственно в официальной статистике. Отсюда — изучение ее по косвенным данным: процент разводов, экономические и политические кри-зисы и т. д. Дюркгейм писал, анализируя социальные проблемы, связанные с причинами роста самоубийств, что рост числа самоубийств «вытекает не из существа прогресса, а из особых условий, в которых осуществляется прогресс в наше время». В качестве профилактики самоубийств он ставит задачу укрепления социальной солидарности групп, коллективов, которые окружают индивида со всех сторон. Но где искать эти новые социально укрепляющие связи — связи, которые способствуют солидарности всех членов? В этом плане Дюркгейм не надеется ни на государство, ни на церковь, ни на семью. Главным средством возрождения социальной солидарности, коллективизма он видит в укреплении профессиональных корпораций и возлагает на них, как уже говорилось, функции «умерения страстей», улаживания классовых конфликтов и определения справедливости. Касаясь данной стороны проблемы, поставленной Дюркгеймом, стоит сослаться на высказывание Р.Арона, который отмечал, что учение Дюркгейма порой воскрешает в памяти вторую половину научного пути Конта, когда он в «Системе позитивной политики» старался создать религию человечества. По Р. Арону, данная интерпретация верна лишь отчасти, ибо у Дюркгейма со-циальная форма, влияние которой он считал необходимым усилить, не только позволяет индивиду свободно проявлять себя, но и обязывает каждого использовать свой здравый смысл и утвердить свою автономию. Дюркгейм, как отмечает он далее, хочет ста-билизировать общество, высшим принципом которого является уважение личности и независимости человека. В центре замысла Дюркгейма Р.Арон усматривает стремление доказать, что рациональная, индивидуалистическая и либеральная мысль есть пока предел исторической эволюции. Эта школа мысли, соответствующая структуре современных обществ, должна быть признана, но одновременно она рискует вызвать распад общества и явление аномалии, если не будут упрочены коллективные нормы, необхо-димые для всякого консенсуса. Работы и идеи Дюркгейма оказали громадное влияние на мировую, особенно французскую социо-логию. Социологи, сгруппировавшиеся вокруг основанного им в 1898 г. журнала «Анналы социологии», развивали высказанные Дюркгеймом положения и после смерти своего учителя. | |
Просмотров: 2548 | Комментарии: 2 | |
Всего комментариев: 0 | |