Главная » Статьи » Ответы на вопросы |
Социологическая концепция Зиммеля.
Социологическая концепция Зиммеля.Георг Зиммель - 1 марта 1858 г - 26 сентября 1918 г. Окончив классическую гимна-зию, он поступил в Берлинский университет Работы: «Проблемы философии истории», «Дарвинизм и теория познания, «Социальная дифференциация: Социологическое и психологическое исследование», многочисленные работы о Канте, труд по философии истории, «Философия денег». Концепция. Социология должна конституироваться не традиционным для социальных наук образом — посредством выбора особенного, не «занятого» другими науками предмета, а как метод: «Поскольку она исходит из того, что человека следует трактовать как общественное существо и что общество является носителем всех исторических событий, постольку она не находит объекта, который не изучался бы уже какой-либо из общественных наук, но обнаруживает для всех их новый путь — метод науки, которая именно в силу ее применимости ко всей совокупности проблем не является наукой, обладающей собственным содержанием» Конечной целью социологического метода, практикуемого в различных науках является вычлене-ние в их совокупном предмете особенного ряда факторов, становящихся собственным предметом социологии, «чистых форм социации». Практику применения социологи-ческого метода в различных общественных науках, т. е. выявление особого рода за-кономерностей в рамках их традиционного предмета, Зиммель называл общей со-циологией, описание и систематизацию чистых форм социации — чистой, или фор-мальной, социологией. Чистая социология должна была служить выработке ориен-тиров, позволяющих исследователям в различных науках об обществе подходить к своему предмету «социологично», а значит — более осознанно, чем раньше, ставить проблемы и искать их решения. Чистая социология должна выполнять по отношению к прочим общественным наукам методологическую функцию, становясь «теорией познания частных социальных наук». Система социального знания включала в себя также две философские социологические дисциплины: социологическую теорию по-знания, социальную «метафизику», необходимость в которой возникает тогда, когда «единичное исследование приводится к отношениям и целостностям, ставится в связь вопросами и понятиями, не рождающимися и не существующими внутри опыта и непосредственного предметного знания». Таким образом, складывалась целостная трехступенчатая (общая — формальная — философская социология) концепция со-циального знания. Понятие формы и тесно связанное с ним понятие содержания — важнейшие понятия зиммелевской чистой, или формальной, социологии. Форму лучше всего определить по задачам, которые она выполняет. 1) форма соотносит друг с другом несколько содержаний таким образом, что содержания эти образуют единство; 2) обретая форму, эти содержания отделяются от других содержаний; 3) форма структу-рирует содержания, которые она взаимно соотносит друг с другом. «То, что мы называем формой, — писал Зиммель, — с точки зрения исполняемых ею функций есть унификация материала: она преодолевает изолированность частей, его составляющих. Целостность как единство этих частей... противостоит всякому другому материалу, не обладающему формой или оформленному иначе» Применительно к социологии проти-вопоставление формы и содержания следовало, таким образом, понимать как противо-поставление «материи» социального взаимодействия — культурно-исторически обу-словленных продуктов человеческого духа, целей, стремлений, потребностей индивидов — и наиболее часто повторяющихся, характерных для всех и всяческих культурно-исторических событий и явлений структур взаимодействия. Задача формальной социологии - тематизировать общество как межчеловеческое, межиндивидуальное явление. Каждая форма социации, будучи отождествлена, должна была стать объектом исторического содержательного описания.
Зиммель не ставил задачи создать общую классификацию социальных форм. Он, однако, сделал предметом своих исследований ряд аспектов и сторон социальной жизни, выделенных им как формы из ее «живой» реальности: господство, подчинение, соперничество, разделение труда, образование партий и т. д. Примером зиммелевского анализа социального процесса как формы социации может служить его исследование моды. Мода, пишет Зиммель [18, S. 26], одновременно предполагает и подражание, и индивидуализацию. Человек, следующий моде, одновременно и отличает себя от дру-гих, и утверждает свою принадлежность к определенному слою или группе. Как только какое-либо явление (одежда, идеи, манеры, вещи и проч.) стало «модным», оно тут же начинает «выходить из моды». В том-то и очарование моды, что она одновременно и нова и преходяща. Мода дает чувство настоящего, ощущение течения времени. Вторая категория социальных форм, исследуемая Зиммелем, — социальный тип. Человек, включенный в определенного рода отношение, обретает некоторые характерные качества, которые являются для него сущностными, т. е. проявляющимися постоянно вне зависимости от природы того или иного конкретного взаимодействия. Примеры социальных типов, исследованных Зиммелем, — циник, бедняк, кокетка, аристократ и т. д. Как и в примере с модой, мысль Зиммеля при характеристике социальных типов движется диалектически, через выявление характерного противоречия. Примером социальных форм, относящихся к третьей группе именуемой моделью развития, может служить универсальный процесс взаимосвязи расширения группы с усилением индивидуальности. По мере увеличения группы, пишет Зиммель, члены ее становятся все менее похожими друг на друга. Усиление индивидуальности сопровож-дается деградацией группы. И наоборот. Исторический процесс развивается в сторону усиления индивидуальности за счет утраты индивидами их уникальных социальных характеристик: расширенная семья сменяется самостоятельными полноправными инди-видами и нуклеарной семьей; цеховая и кровнородственная организация сменяется гражданским обществом с характерной для него высокой индивидуальной ответствен-ностью [Ibid., S. 527—532], Приведенная трехзвенная (социальные процессы — социальные типы — модели развития) классификация социальных форм весьма несовершенна. Более содержательной может стать классификация социальных форм по степени их удаленности от непосредственного потока жизни. Ближе всего к жизни - обмен, личная склонность, подражание, формы, связанные с поведением толпы. Несколько далее - экономические и прочие формальные организации. Наибольшую дистанцию сохраняют формы социации, представляющие собой не мыслительную абстракцию, а реально существующие (точнее, реально встречающиеся) в социальной жизни игровые формы. Они «чисты», ибо содержание, когда-то их «наполнявшее», исчезло. Примеры игровых форм: то, что понимается под старым режимом, т. е. политическая форма, пережившая свое время и не удовлетворяющая запросов участвующих в ней индивидов; «наука для науки», т. е. знание, оторванное от потребностей человечества, переставшее быть «оружием в борьбе за существование», «искусство для искусства» и т. д. Исключительную по своей роли и значимости игровую форму представляет собой так называемое свободное общение. Свободное общение — это общение ради общения. Индивиды входят в такого рода общение, как «формальные» индивиды, лишенные каких-либо содержательных характеристик (таких, как способности, богатство, статус, власть, убеждения и т. д.); это общение — общение «равных». Такт служит средством обеспечения этого равенства; он есть игровая форма социальных норм. Применительно к социологии проблема философского обоснования ставилась Зиммелем как проблема (а) разработки социологической теории познания и (б) создания социальной философии или, как говорил сам Зиммель, социальной метафизики. Специфической теорией познания социальных явлений Зиммель считал теорию исторического понимания. Теория эта рассматривалась Зиммелем как философская методология познания, служащая руководством по применению в ходе социологического анализа общенаучных методов, таких, как индукция, типологизирование и проч. + Философия денег | |
Просмотров: 6488 | Комментарии: 1 | |
Всего комментариев: 0 | |