Главная » Статьи » Ответы на вопросы |
Теоретико-методологические источники качественного подхода.
Теоретико-методологические источники качественного подхода. В качестве теоретико-методологических источников качественного подхода в со-циологи можно назвать такие направления как теории социального действия Вебера и Зиммеля, символический интеракционизм Мида, драматургическая социология Гофма-на, феноменология, этнометодология НГарфинкеля. Теории социального действия (М. Вебер, Г Зиммель) рассматривают дилемму «общество-человек» с позиции индивидов, понимая их как творческих, автономных и деятельных субъектов - агентов социального действия. Люди не являются «продуктами», «жертвами» социального мира, а скорее думающими, чувствующими, действующими субъектами. Придавая определенный смысл и значение как собственному поведению, так и поведению других, они творчески участвуют в создании мира вокруг себя. Но внутренний мир сознательного агента сам по себе недоступен научному наблюдению. Изучение активных субъектов социального действия возможно только на основе субъективной информации относительно их опытов и действий. Вебер. Действия социальных агентов - мотивированные, имеющие смысл и ориен-тированные на других. Анализируются с помощью проникновения в те смыслы и значе-ния, которые им придают сами люди, (путем их понимания и интерпретации). Понять - значит выяснить субъективные значения событий, которые заданы широким культур-ным. Интерпретативное понимание социального действия состоит из 2-х этапов: 1- «непосредственно наблюдаемое понимание» - простое понимание нормально-го повседневного опыта: что делает человек, без попыток объяснить его действия. 2- «объяснительное понимание» как объяснение мотивов человеческих действий - того комплексного субъективного смысла, которые вкладывает индивид в свои действия и которые могут быть приняты исследователем в качестве адекватного объяснения происходящего. Понять - значит поставить себя в положение других людей для проникновения в тот смысл, который они придают своим действиям, выявить их собственные намерения и цели. Зиммель (психологический анализ деятельности). .Социальное взаимодействие рассматривается как психологический процесс - конкретная ситуация, в кот участвуют два индивида. Единственно, что существует - это индивиды как человеческие существа, их ситуации и деятельность. Понять ситуации и деятельность - значит рассмотреть такие ситуации в единстве содержания и формы. Он заложил основы идеи, что истоки соци-альной жизни находятся в головах участников социального взаимодействия, из которых, как пшеница из земли, вырастает все поле социальной жизни. Задача социолога -такое взаимодействие подвергнуть социологическому анализу и понять его. Символический интеракционизм: Центральное понятие – понятие межиндивиду-ального взаимодействия (интеракция). В совокупности взаимодействий формируется общество.Интеракции осуществляются с помощью языка, через обмен жестами, симво-лами. Поэтому для человеческого поведения нужно познание внутреннего символиче-ского смысла, т. е. кода, воплощенного прежде всего в языке, понятном участникам взаимодействия, - раскрытие значимых символов коммуникативного общения. Участни-ки – взаимодействия адекватно понимают этот условный язык и общаются друг с другом. Благодаря значимым символам люди легче представляют последствия своего поведения с точки зрения других, адаптируются к ожиданиям. Концепция рефлексирующего индивида как мыслящего и творческого агента, ко-торый ведет постоянный внутренний диалог и переосмысливает значения своего пове-дения. Разделяли 2 понятия самости: «я» и «меня» (те). «Я» есть думающий и действую-щий субъект, творец и инициатор. «Меня» есть рефлексирующий по поводу «я», раз-мышляющий по поводу «себя» и «других» в иных ситуациях, иных местах и времени, как реальных, так и воображаемых. Это то зеркало, через которое я смотрю на себя и вижу себя глазами других. Общество влияет на индивида через это пассивное «меня», и, с другой стороны, личность в целом конструируется и реконструируется через активность «я». В процессе внутреннего диалога между «я» и «меня» ожидания общества сталкиваются с индивидуальными чувствами и потребностями. Драматургия социального мира. Эрвин Гофман (Работы «Представление себя в повседневной жизни»(1959), «Стигма»(1964), «Анализ рамок деятельности») Центр тео-ретическая концепция - концепция «я», разделяемое им на официальное «я», соответст-вующее определенной социальной ситуации и роли, и «я» творческое, кот исполняет или играет свою «роль» в драматургическом действе. Гофман анализировал ту сторону социальной жизни, которая состоит из ситуатив-ных, кратковременных контактов, другими словами, повседневность, сравнивал их с те-атром, где «партии» отдельных участников, возможно, и выглядят одинаково, но разыг-рываются с разной степенью исполнительского мастерства. Методологическая основа драматургического подхода – управление впечатления-ми – самопрезентация. Феноменологическая традиция ( Э. Гуссерль, А. Бергсон) обращается к сфере по-вседневной жизни людей. Исходный постулат: социальные науки должны исследовать жизненные опыты и связанные с ними состояния сознания: процесс восприятия индиви-дом социальной реальности, смыслы и значения, который он придает этой реальности. Жизненный опыт - фактически прожитый, конструкция сознания, вобравшая в себя опыт как память, воображение и его значение без разделения на объективный и субъек-тивный. Реальность может существовать как видимая, слышимая, ощущаемая. Люди придают ей определенный смысл, мысленно расщепляя и соотнося с определенными обобщенными категориями, и тогда они становятся феноменами. Этнометодология (Г. Гарфинкель) опирается на исследование смыслов (значений) поведения путем эмпирического наблюдения за рутинной каждодневной практикой людей. В рамках этого подхода обычные люди рассматриваются как эксперты, более компетентные в области собственного повседневного опыта, чем кто-либо, включая профессиональных социологов. Предмет анализа - «рефлексирующий индивид». Главный вопрос этнометодоло-гии – понять как люди в своей повседневной жизни создают социальный порядок и ка-кие методы при этом используются. Предложенные способы изучения рутинных действий - анализ разговоров (самая распространенная форма взаимодействия, по мнению Гарфинкеля). Разговор строится из объяснений (способы с помощью которых люди описывают и критически осмысливают конктретные ситуации) и истолкований (интерпретаций – процесс логического осмысления окружающего мир). Исходя из этого предмет этнометодологии – изучение истолкований и объяснений, а также способы восприятия этих объяснений другими людьми. Становление качественной парадигмы закономерно связывают прежде всего с Чи-кагской школой 20-30-х годов и именами У. Томаса и Ф. Знанецкого. В действительности эта школа представлена более широким кругом имен и интересов. Методологический вклад Чикагской школы в развитие качественных исследований состоял в развитии трех основных представлений: 1. Представление о жизни как конкретном опыте, полном субъективных переживаний и противоречий; как жизни, имеющей конкретное тело и душу; жизни, основным наполнением которой является разрешение проблем 2. Реалистическое представление о течении индивидуальной жизни: не как о статической, единомоментной, а протяженной во времени, имеющей начало и конец, представление о жизни как потоке - то, что называется «потоком жизни». 3. Понимание жизни маргиналов и отверженных как частного опыта, от-личающегося от одобряемого и общепринятого; их голоса обычно не могут быть ус-лышаны при использовании массовых статистических процедур. Качественный метод является способом сбора, обработки и анализа информации о конкретных индивидах и их личностных смыслах. Это часть более общей социологиче-ской методологии, где объектом интереса являются индивиды как исполнители соци-альных ролей, предметом исследования - характер исполнения роли (вариации соци-ального выбора). Важным методом познания является понимание и интерпретация лич-ностных смыслов в социологических понятиях. Изучение концентрируется на уровне микроанализа конкретных ситуаций социального взаимодействия. Язык исследования максимально приближен к практике повседневного общения.. Качественный метод как инструмент частной специфической методологии, которую можно назвать качественной или гуманитарной социологии. Для познания применяются интерпретативные модели понимающей социологии. Качественные методы как способ микроанализа используются для изучения субъективного, индивидуального, локального - там, где необходимо пристальное изучение конкретных людей в конкретных ситуациях. Для описания самого исследовательского поля наиболее удобным будет понятие практика повседневного взаимодействия людей, которая исследуется с точки зрения социального (социальный статус, социальная роль) или культурного дискурса (нормы, образцы поведения, культурные символы). Основные черты качественного подхода: 1 Естественный способ познания объекта (неструктурированные методы сбора данных (свободное интервью, наблюдение, анализ документов), комплексный анализ ситуации или процесса во всем жизненном многообразии составляющих элементов. оз-начает использование естественной живой речи конкретных индивидов и более живой язык в изложении результатов, прямой визуальный контакт исследователя с исследуе-мым в привычной для него обстановке) 2 Частный характер -аспект интереса (рассмотрение с точки зрения отклонения от нормы, индивидуального своеобразия), отбор случаев (описание отдельных случаев), Выводы, полученные на одних объектах, носят относительный характер и могут быть отвергнуты последующими исследованиями на других объектах. 3 Аналитическое обобщение -сравнение результатов по одному объекту с аналогичными (чаще всего противоположными) объектами для подтверждения или опровержения первичных выводов. 4.Субъективизм качественного подхода, в противоположность утвердившемуся мнению об объективизме количественного -дискуссионный вопрос при сравнении этих парадигм. Он заложен уже самим объектом исследования - индивидуальным своеобразием людей, составляющих социум. 5 Многомерный, или мультимедийный (multimedia), характер - базируется на многостороннем анализе объекта и привлекает для этого разные источники информации: например, наблюдение за деятельностью какой-либо группы дополняется интервью с членами этой группы, анализом официальных и частных до-кументов о ее деятельности; возможно также одновременное использование качественных и количественных данных об объекте, привлечение исторических документов, видеозаписей и т. д. Как исследовательская стратегия это: открытая, свободная на входе стратегия, которая аналитически описывает объект на выходе; базируется на естественном (натуралистическом) изучении объекта в естественных для него условиях; выявляет и интерпретирует субъективные смыслы, значения; многомерно исследует объект; концентрируется на частном, особенном в его жизнедеятельности; концептуализирует социальные смыслы и значения в понятиях и терминах социального знания. Использование качественной стратегии - если в фокусе внимания изучение свое-образия объекта; исследование общей картины события или случая в единстве его составляющих; взаимодействие объективных и субъективных факторов; изменение традиционных форм социального существования объекта. | |
Просмотров: 3058 | Комментарии: 2 | |
Всего комментариев: 0 | |