Главная » Статьи » Ответы на вопросы |
Понимающая социология Вебера.
Понимающая социология Вебера.Определяя предмет социологии Вебер исходит из необходимости понимания предмета своего исследования, что, согласно Веберу, отличает социологию от естественных наук. Социология, по Веберу, так же, как и история, должна брать в качестве исходного пункта своих исследований поведение индивида или группы индивидов. Социология, говорит Вебер, рассматривает поведение личности лишь постольку, поскольку личность вкладывает в свои действия определенный смысл. «Действием, — пишет он, — называется... человеческое поведение... в том случае и постольку, если и поскольку действующий индивид или действующие индивиды связывают с ним субъективный смысл» Социология, по Веберу, должна быть «понимающей» постольку, поскольку действие индивида осмысленно. Но это понимание не является «психологическим», поскольку смысл не принадлежит к сфере психологического и не является предметом психологии.
С принципом «понимания» связана одна из центральных методологических категорий веберовской социологии — категория социального действия. В своих исследованиях Вебер вводит понятие идеального типа, который занимает клю-чевую роль в его исследованиях. Идеальный тип не извлекается из эмпирической ре-альности, а конструируется как теоретическая схема. Вебер называет идеальный тип «продуктом нашей фантазии, созданным нами самими чисто мыслительным образова-нием» Такие понятия, как «экономический обмен», «homo economicus» («экономический человек»), «ремесло», «капитализм», «церковь», «секта», «христианство», «средневековое городское хозяйство», суть, согласно Веберу, идеально-типические конструкции, употребляемые в качестве средств для изображения индивидуальных исторических образований. Чтобы разрешить это противоречие, Вебер разграничивает исторический и социологический идеальные типы. Задача социологии — устанавливать общие правила событий безотносительно к пространственно-временному определению этих событий. В этом смысле идеальные типы как инструменты социологического исследования. «Чистые типы» пригодны в исследовании тем больше, чем они чище, т. е. чем дальше от действительных, эмпирических существующих явлений. Противоречия, которые возникли в связи с образованием у Вебера идеально-типических понятий, в значительной мере связаны с различными функциями и различ-ным происхождением идеальных типов в истории и социологии. Если по отношению к историческому идеальному типу можно сказать, что он является средством познания, а не его целью, то по отношению к социологическому идеальному типу это не всегда так. Очень важна роль учения Вебера о типах легитимного господства, т. е. такого гос-подства, которое признано управляемыми индивидами. Характерно веберовское оп-ределение господства: «Господство, — пишет он, — означает шанс встретить повино-вение определенному приказу» Первый тип господства — его Вебер называет «легальным» — в качестве «мотива уступчивости» имеет соображения интереса; в его основе лежит целерацио-нальное действие. К такому типу относятся Вебером современные европейские бур-жуазные государства: Англия, Франция, Соединенные Штаты Америки и др. Другой тип легитимного господства, обусловленный «нравами», привычкой к определенному поведению, Вебер называет традиционным. Традиционное господство основано на ве-ре не только в законность, но даже в священность издревле существующих порядков и властей; в его основе лежит, следовательно, традиционное действие. Чистейшим типом такого господства является, по Веберу, патриархальное господство. Третьим чистым ти-пом господства является, по Веберу, так называемое харизматическое господство. По-нятие харизмы (от греч. харисма — божественный дар) играет в социологии Вебера важную роль; харизма по крайней мере в соответствии с этимологическим значением этого слова есть некоторая экстраординарна способность, выделяющая индивида среди остальных и, самое главное, не столько приобретенная им, сколько дарованная ему природой, богом, судьбой. К харизматическим качествам Вебер относит магические способности, пророческий дар, выдающуюся силу духа и слова; харизмой, по Веберу, обладают герои, великие полководцы, маги, пророки и провидцы, гениальные художники, выдающиеся политики, основатели мировых религий — Будда, Иисус, Магомет, основатели государств — Солон и Ликург, великие завоеватели — Александр, Цезарь, Наполеон. | |
Просмотров: 4826 | Комментарии: 5 | |
Всего комментариев: 0 | |