Главная » Статьи » Ответы на вопросы |
Спенсер об обществе, способах и стадиях его развития.
Спенсер об обществе, способах и стадиях его развития.Герберт Спенсер является крупнейшим представителем биолого-эволюционной школы в социологии. Один из родоначальников социал-дарвинизма и идеолог либерализма. Предпринимал попытку создания синтетической философии.
Свои воззрения Спенсер выводил методом дедукции. К Конту Спенсер относился кри-тично, но считал, что в понимании социальных явлений Конт превзошел всех своих предшественников. Социологическая ориентация Спенсера отличалась от позиции Кон-та. Спенсер характеризовал ее так: «Какова цель Конта? – дать всестороннее описание прогресса человеческого разума. Моя же цель – дать описание внешнего мира». Т.е. Конта интересовала только эволюция идей, а Спенсера - происхождение вещей. Первой и основной заботой Спенсера является эволюционное изменение в социальных структурах и институтах, а идеи – вторичны. Усредненное мышление является состояни-ем социальных структур. Центральное понятие мировоззренческой концепции - понятие эволюции, которое он рассматривал в качестве основного. По Герберту Спенсеру, эволюция человеческого об-щества не слишком отличается от других изменений. Это частный случай эволюции при-роды. Социология может стать наукой только тогда, когда признает идею природного эволюционного закона. Спенсер сохранил первоначальную контовсую методологию на-турализма в подходе к познанию общества. Эволюция по Спенсеру достигается средствами структурно-функциональной диффе-ренциации, которая выражается в переходе от простого к сложному, от однообразия к многообразию и специализации, от текучести к статике и т.д. Этот подход Спенсер считал универсальным процессом в истории человеческого общества. В основе механизма социальной эволюции лежат три фактора: 1) Однообразие создает условие для нестабильности. Т.е. процесс развития отягощает-ся особенностями самой социальной жизни. В процессе развития общества происходит резкая дифференциация. 2) Существует тенденция к углублению неравенства. 3) Люди, занимающие одинаковое положение, как правило, стремятся к объединению, поскольку общество начинает делиться на фракции. В результате дифференциации появляются границы. Социальная дифференциация приводит к тому, что возвращение к социальному одно-образию невозможно. Благодаря дифференциации, человеческая история проходит ряд стадий. На смену изолированным обществам приходит общественное разделение труда. Из простого оно становится сложным, составным. В результате дифференциации центральное значение приобретает политика, полити-ческая система, а основной вопрос - о власти. Однако Спенсер видел и различие между человеческим обществом и биологическим организмом: Он считал, что в живом организме элементы существуют ради целого, а в обществе все наоборот - само общество служит интересам и потребностям индивидов. Идея закономерной эволюции общественной жизни Процесс социальных изменений совершается по естественным законам независимо от желания людей. Эволюция совершается сама собой, со стороны человека не требуется никакого вмешательства. Он считал, что государство не должно вмешиваться в дела индивидов, за исключением тех случаев, когда необ¬ходимо осуществлять довольно пассивную функцию защиты граждан. Спенсер, в отличие от Конта, не выступал за социальные реформы; он хотел, чтобы социальная жизнь свободно развивалась без внешнего кон-троля. Он придерживался эволюционного взгляда, что мир со временем становится лучше, поэтому его стоит оставить в покое; внешнее вмешательство может только ухудшить си-туацию. Он разделял взгляд, что социальные институты, как растения и животные, по-степенно позитивно приспосабливаются к своему социальному окружению. Он также перенял дарвинистский подход, процесс есте¬ственного отбора, «выживание наиболее приспособленного», происходит и в соци¬альном мире. Таким образом, если отсутствует препят¬ствие в виде внешнего вмешательства, люди, «сильнейшие», выживут и преуспе-ют, в то время как «слабейшие», в конце концов, вымрут. Другим различием было то, что Спенсер делал упор на личность, в то время как Конт фокусировался на бо¬лее крупных единицах, таких как семья. Самое важное, что Спенсер, как и Конт^ придерживался эволюционной концеп¬ции ис-торического развития. Однако Спенсер критиковал эволюционную теорию Конта по не-скольким основаниям. В частности, он отрицал контовский закон трех стадий. Спенсер утверждал, что Конт довольствовался исследованием эволюции в царстве идей, с точки зрения интеллектуального развития. Спенсер, однако, пытался разработать эволюцион-ную теорию применительно к реальному, матери¬альному миру. Эволюционная теория. Можно указать по меньшей мере две главные эволюци¬онные позиции в творчестве Спенсера Первая относится прежде всего к увеличению размера общества. Общество растет путем умножения числа индивидов и формирования групп. Увеличение размера общества вызывает появление более крупных и разнообразных со-ци¬альных структур, а также рост дифференциации функций, которые они выполняют. Помимо увеличения размера развитие общества происходит путем объединения,т. е. с помощью все большего слияния групп. Таким образом, Спенсер говорит об эволюцион-ном движении от простого к сложным, вдвойне сложным и втройне сложным общест-вам. Спенсер также предлагает теорию эволюции от воинственных к индустриальным обществам. Ранние — воинственные — общества характеризуются тем, что их струк¬тура определялась наступательными и оборонительными надобностями войны. Бу¬дучи кри-тически настроенным в отношении войны, Спенсер считал, что на раннем этапе ее функ-цией было объединение обществ (например, с помощью завоеваний) И создание более крупных человеческих совокупностей, необходимых для развития индустриального об-щества. Однако с появлением индустриального общества война теряет свой функцио-нальный характер и служит препятствием для дальнейшей эволюции. Индустриальное общество основано на дружбе, альтруизме, узкой специализации, поощрении достиже-ний, а не врожденных качеств, и добровольной кооперации высоко дисциплинирован-ных индивидов. Такое общество объединяет¬ся добровольными договорными отноше-ниями и, что более важно, сильной общей моралью. Роль правительства ограничена и сведена лишь к тому, чем не следует заниматься гражданам. Очевидно, современные индустриальные общества носят менее воинственный характер, чем ранние общества. Хотя Спенсер видит общую эволюцию в сторону индустриальных обществ, в то же время он признает возмож¬ность периодических возвратов к войне и более воинственным об-ществам. В своих произведениях по этике и политике Спенсер изложил другие взгляды на эво-люцию общества. С одной стороны, он считал, что прогресс общества на¬правлен в сторону идеала, или совершенного, нравственного состояния. С другой стороны, он утверждал, что выживают сильнейшие общества, а слабейшим обще¬ствам суждено умереть. Результат такого процесса — адаптация общества в целом на новом уровне. Спенсер предложил богатый и многоплановый набор идей о социальной эво¬люции. Сначала его идеи имели большой успех, затем в течение многих лет отвер¬гались, а еще позже стали вновь востребованы во время появления неоэволюци¬онных социологиче-ских теорий. Спенсер говорил о трех фазах эволюции: неорганическая, органическая и надоргоническая, к которой относятся социальная эволюция. Здесь подразумевается взаимодействие многих особей, скоординированная коллективная деятельность, по своим последствиям превышающая возможности любых индивидуальных действий. Предмет социологии (по Спенсеру) – изучение эволюции в её наиболее сложной фор-ме. На предмете общества Спенсер показывает интеграцию (увеличение массы, объеди-нение), развитие от гомо к гетерогенности (переход от простого племени к цивилизо-ванной нации); с прогрессом этих процессов растет связанность людей в социуме и орга-низованность (социальная организация). На заре истории конфликт, по мнению Спенсера, сыграл огромную роль в социали-зации человека. Организованный конфликт положил начало формирования военного общества, с жесткой структурой, малоподвижной и сопротивлялось всяким изменениям, где люди консерваторы, плохо приспосабливается к новым условиям. Наиболее приближены к этому типу древний Египет, Спарта, Россия и др. Этот тип пока преобладает. Спенсер оценивал современную ему эпоху как переходную. Промышленный тип общества описан им по контрасту с военным. Это почти полные аналог пониманию понятия «современное общество» в современной западной социологии. Слабеет принуждение, растет гибкость и подвижность социальной организации. Сплачивающими силами вместо принуждения становятся знание и приобретенная психологическая гибкость. | |
Просмотров: 15721 | Комментарии: 2 | |
Всего комментариев: 0 | |