Главная » Статьи » Ответы на вопросы |
Позитивная социология Конта.
Позитивная социология Конта.Огюст Конт (1798-1857) был первым, кто использовал термин социология. Он имел огромное влияние на более поздних теоретиков социологии (особенно на Герберта Спенсера и Эмиля Дюркгейма). Как и мно¬гие классики теоретической социологии, и большинство современных социологов, Конт полагал, что изучение социологии должно быть научно обо¬снованным.
Он разработал свою теорию, «позитивизм», или «позитивную философию», чтобы бо-роться с философией Просвещения, которую считал негативной и пагубной. Конт разработал социальную физику, или то, что в 1832 г. он назвал социологией. При-менение термина социальная физика поясняет, что Конт стремился создать социологию по образцу точных наук. Предполагалось, что эта новая наука, которая, на его взгляд, должна была, в конечном счете, стать един¬ственной главенствующей наукой, будет за-ниматься как социальной статикой (су¬ществующими социальными структурами), так и социальной динамикой (соци¬альными изменениями). Хотя и то и другое включает поис-ки законов социальной жизни, Конт считал социальную динамику важнее социальной статики. Акцент интерес к социальным реформам, в частности к реформе, осуществлен-ной Французской революцией и Просвещением. Краеугольный камень контовского подхода — его эволю¬ционная теория, или закон трех стадий. Данная теория утверждает, что суще¬ствуют три интеллектуальные ступени, через которые на всем протяжении своей истории проходит мир. По Конту, этот процесс характерен для мира в целом: группы, общества, науки, индивиды и даже умы проходят те же три стадии. Первая ступень — теологическая, она относится к периоду до 1300 г. В течение этого времени главенствующая система идей ставила на первое место веру в то, что сверхъестественные силы и религиозные фигуры являются источником всего сущего. Социальный и физический мир в осо¬бенности считались творением Бога. Вторая ступень — метафизическая, она от¬носится к периоду примерно с 1300 по 1800 г. Для этого времени была характерна вера в то, что абстрактные силы, «природа», а не персонифицированные боги могут объяснить практически все. Наконец, в 1800 г. мир вступил в позитивную ста¬дию, характеризующуюся верой в науку. Вместо поиска абсолютных причин (Бога или природы) люди сосредоточились на наблюдении социального и физического миров в поисках тех законов, которые ими управляют. Он утверждал, что причина социального беспорядка — беспорядок интеллектуальный. Источник этого беспорядка лежит в более ранних системах идей (теологической и мета-физической), которые продолжали суще¬ствовать и в позитивную (научную) эпоху. Только когда позитивизм обретет пол¬ный контроль, прекратятся социальные перевороты и революции. Поскольку это процесс эволюционный, нет необходимости в социальных переворотах и револю¬циях. Однако позитивизм, возможно, наступит не столь быстро, как этого бы хотелось некоторым. Здесь социальный реформизм и социология Конта совпадают. Социология могла бы ускорить воцарение позитивизма и, следовательно, привне¬сти порядок в социальный мир. Прежде всего, Конт не хотел казаться сторонни¬ком революции. На его взгляд, в мире было уже достаточно беспорядка. В любом случае, с точки зрения Конта, были необходимы интеллектуальные изменения, так что поводов для социальной и политической революции было мало. Например, социология не фокусируется на личности, а скорее рассматривает в качестве базовой единицы анализа более крупные организмов, такие как семья. Конт также на-стаивал на том, чтобы обращать внимание как на социальную структуру, так и па соци-альные изменения. Важную роль в развитии позднейшей социоло¬гической теории, осо-бенно в творчестве Спенсера и Парсонса, сыграл акцент Кон¬та на систематичном строе-нии общества — связях между различными его ком¬понентами. Он также придавал большое значение роли общественного согласия. Конт не считал плодотворной идею о том, что для общества характерен и неизбеж¬ен конфликт между рабочими и капитали-стами. Кроме того, он подчеркивал, что необходимо заниматься абстрактными теориями и проводить социологические исследования. Он убеждал социологов использовать такие методы, как наблюде¬ние, эксперимент и сравнительный исторический анализ. Наконец, Конт полагал, что, в конце концов, социология станет наиболее влиятельной научной силой в мире благодаря своей особой способности объяснять социальные законы и разрабатывать реформы, нацеленные на решение внутренних проблем общества. Конт стоял на переднем крае развития позитивной социологии. Позитивизм Конта под-черкивал, что «социальная вселенная отвечает за развитие абстрактных законов, кото-рые можно проверить, тщательно собирая данные», и «эти абстрактные законы укажут нам основные и наиболее общие свойства социальной вселенной, и они точно опреде-лят их "естественные связи"». Некото¬рые классики (особенно Спенсер и Дюркгейм) раз-деляли контовский интерес к раскрытию законов социальной жизни. Сохраняя важное значение в современной социологии, позитивизм, в то же время, подвергся нападению с нескольких сторон. Хотя для создания школы своей социологической теории Конту не-доставало крепкой академической базы, тем не менее, он заложил основу развития важно¬го направления социологической теории. | |
Просмотров: 10388 | Комментарии: 2 | |
Всего комментариев: 1 | ||
| ||