Главная » Статьи » Ответы на вопросы |
Теоретико-методологические подходы изучения молодежи.Отечественная
социология молодежи тесно связана с мировой социологией молодежи и базируется
на нескольких исследовательских направлениях. Психоаналитическое направление основывается на идеях З. Фрейда, Р. Бенедикт, Л. Фойер, Л. Шелефф, Э. Эриксон. В рамках данного направления сформировался системный взгляд на развитие личности, особенно в переходный период от детства к зрелости. Преодолев биологизм Фрейда, исследователи изучали этот процесс с учетом влияния разнообразных социальных факторов, а не только психофизиологических. Исследователи разрабатывали теорию «эдипова комплекса», помогающую объяснить проблемы межпоколенческих конфликтов, агрессивности и массовых выступлений молодежи на Западе,в основе которых лежал бунт молодежи против старшего поколения, существующих норм и порядков. Л. Фойер утверждал, что «конфликт поколений – универсальная тема человеческой истории. Он основывается на самых изначальных чертах человеческой природы и является, может быть, даже более важной движущей силой истории, чем классовая борьба…История всех до сих пор существовавших обществ есть история борьбы между поколениями».[1] В этом же контексте работали отечественные социологи Л. Архангельский, С. Иконникова, И. Кон, В. Лисовский, В. Ольшанский, Д. Фельдштейн и другие. Накопленный опыт и знания послужили толчком в 70-е годы к комплексному исследованию социализации молодежи, ее различных социальных групп. Благодаря аналитическому подходу удалось приоткрыть глубинные пласты молодежного сознания, понять особенности молодой личности, способствовать ее самореализации и преодолению социального отчуждения. Дальнейшее развитие данного направления было связано с освоением принципов «понимающей социологии», что позволило полнее раскрыть индивидуальность молодого человека.[2] Структурно-функциональное направление, с точки зрения которого молодежная группа рассматривается как система позиций, заполняемых индивидами с целью приобретения соответствующего социального статуса и исполнения определенной социальной роли. Сторонники этого направленияделают акцент на анализе межпоколенческого взаимодействия (Ш. Айзенштадт, автор знаменитой работы «От поколения к поколению»), «сексуальной революции» (В. Райх, Г. Маркузе), «конфликте поколений» (Д. Белл, Э. Фромм, Р. Мертон). Особое внимание уделялось тенденциям формирования молодого пополнения различных социальных классов и слоев социалистического общества, проблемам освоения молодыми людьми социальных ролей. Значительный вклад в это направление внесли социологи В. Боровик, В. Васильев, А. Капто, А. Колесников, В. Мансуров, Л. Рубина, В. Староверов, С. Фролов, В. Шубкин и др. Они изучали тенденции формирования молодого пополнения рабочего класса, колхозного крестьянства, интеллигенции, его социальное положение, трудовую и общественную активность, а также проблемы несоответствия профессионального статуса и квалификационной подготовки уровню образования и материального обеспечения. Культурологическое направление, для которого характерно рассмотрение социальных явлений под углом зрения феноменологии человеческой культуры. Социологи этого направлениястремятся осмыслить мир молодежи через процесс отражения в определенных типах культуры,преобладающим становитсяанализ молодежных субкультур, молодежного образа и стиля жизни, жизненных планов молодежи. Достоинством этого подхода является возможность системного изучения проблем разных поколений молодежи. Поколение – это целостная социально-демографическая группа, характеризующаяся схожими условиями социализации и формированием жизненного опыта, общностью выполняемых ролей и функций, доминирующими ценностями и установками, социально-психоло-гическими характеристиками, образом жизни. Классическим образцом культурологического направленияявляются работы немецкого социолога К. Маннгейма. Исследуя феномен поколенческого единства К. Маннгейм раскрыл механизм социального наследования и передачи материального и культурного опыта от старших младшим поколениям. Смена поколений – универсальный процесс, основанный на биологическом ритме человеческой жизни, вследствие которого «а) в культурном процессе появляются новые участники, тогда как б) старые участники этого процесса постепенно исчезают; в) члены любого данного поколения могут участвовать только в хронологически ограниченном отрезке исторического процесса; и г) необходимо поэтому постоянно передавать накопленное культурное наследие; д) переход от поколения к поколению есть последовательный процесс».[3] Взаимное отчуждение, конфликты между поколениями возможны в периоды смены социального устройства общества, кризисов и социальных перемен. Они в свою очередь порождают кризис сложившегося механизма преемственности в передаче культуры, ценностей, социального опыта. Современные исследователи выделяют различные типы поколений: - Демографическое поколение – реальные возрастные когорты, группы сверстников, родившиеся в одно и то же время; - Генеалогическое – охватывают генеалогическое дерево родственников, происходящих от общего предка (прабабушка, бабушка, мать, дети; прадед, дед, отец, дети); - Символическое – поколение современников, живущих в определенное историческое время, связанное общими историческими событиями, объединенное общностью судьбы, схожими переживаниями. - Историческое поколение – выделяют на основе шага поколения (среднего возраста между родителями и детьми). Выделяют поколение детей, родителей, прародителей. - Хронологическое поколение – возрастная группа, живущая и активно действующая в конкретный период времени. Знаменитый американский антрополог Маргарет Мид, изучая закономерности социализации детей в архаичных культурах, сделала вывод об отсутствии там специфических конфликтов подросткового возраста, характерных для современного общества. Связывая межпоколенные отношения с темпом общественного развития и типом семейной организации, Маргарет Мид разграничила три типа культур и три типа механизма преемственности:[4] постфигуративная культура – преобладает в традиционном обществе, ориентированном на опыт прежних поколений и традиции. Дети перенимают традиции, обычаи, установки и ценности своих родителей, изменения в обществе происходят медленно и незаметно; кофигуративная культура – характерна для современных обществ с преобладанием нуклеарных семей с одним-двумя детьми. Дети прежде всего осваивают ценности и нормы своих сверстников и референтных групп. Ценности молодежной субкультуры оказывается для них более значимыми, чем ценности родителей, и оказывают серьезное влияние на формирующуюся личность; префигуративная культура – формирующаяся культура будущего, когда дети вырабатывают новые ценности и нормы поведения. Старшие поколения прислушиваются к молодежи, а порою и учатся у нее. Своими исследованиями М. Мид показала зависимость межпоколенных отношений от темпов научно-технического и социального развития общества и подчеркнула, что межпоколенная трансмиссия культуры включает в себя информационный поток не только от родителей к детям, но и интерпретацию современной ситуации и культурного наследства молодежью, что оказывает позитивное влияние на старшее поколение. Социологи, изучающие состояние отношений «отцов» и «детей» выделяют различные их виды: сотрудничество (отношенияоснованные на принципах взаимоуважения и взаимопонимания); соперничество (отношения основанные на конкурентной борьбе младших и старших поколений); воздействиевзрослых на молодежь (отношения основанные на социальном контроле взрослых за молодежью, когда молодежь рассматривается взрослыми как объект и субъект воспитательного воздействия); сосуществование (изолированные друг от друга культуры взрослых и молодежи, характеризующиеся взаимонепониманием). Идеи и методологию данного подхода применили в исследовании молодежных проблемВ. Боровик, В. Добрынина, Л. Коган, В. Култыгин, В. Немировский, Е. Слуцкий, В. Харчева и др.[5] [2] Социология молодежи: учебное пособие / Под ред. проф. Ю.Г. Волкова. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2001. С.11-13. [3] [4] Мид М. Культура и мир детства. М., 1988.С.323. [5] Социология молодежи: Учебное пособие / Под ред. проф. Ю.Г. Волкова. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2001. С.11-13. | |
Просмотров: 6459 | Комментарии: 3 | |
Всего комментариев: 1 | ||
| ||