Главная » Статьи » Ответы на вопросы |
Социология культуры как научная дисциплина.
Социология культуры как научная дисциплина.СК – наука, которая рассматривает состав и функции культуры в связи с социальными структурами и институтами относительно конкретно – исторических ситуаций. Централь-ное понятие – культура (взращивание, в Европе возникло в 18в. как воспитание челове-ка) - абстрактное указание на особенности способа существования или образа жизни, свойственного к-л. обществу, к-л. группе, историческому периоду. Сначала культура рассматривалась как вторичное явление, к-е мешает развиваться обществу (культурный лаг), в современном понимании – решающая сила соц.трансформаций, осуществляющая порядок. СК связана с рядом наук о культуре, у к-х черпает методологический и аналитический аппарат, целью к-го яв-ся выявление и анализ закономерностей функционирования и изменения социокультурной сферы..
Этнология, этнография – описательные процедуры, культурные и социальные антропо-логи – исследуют функционирование и изменения культур; основываются на 61.Воспроизводство культуры в современном обществе: теоретическое пояснение. Для обозначения воспроизводства культуры, неких культурных ценностей используют термины традиция, канон, стиль. Стиль - особенное и специфическое в способе изложения, манера выражения мысли, способ жизни; предполагает выбор. Традиция – человеческие практики, убеждения, передаваемые из поколения в поколение, отличаются стойкой связью, не дают свободы. Канон – предписанные нормы и правила, необходимые для выполнения всеми, отнимают возможность выбора. Традиция является средней между жёсткостью канона и свободой стиля. Ионину определяет понятия культурного стиля, жизненного стиля, жизненной формы (единство веры и поведения, регулирующее поведения; отражает культуру групповой деятельности) как взаимозаменяемые. Понятие «жизненный стиль» (способ организации жизни) введён Вебером во время рассмотрения традиционалистского и капиталистического стилей. Выделил факторы, конструирующие жизненные стили: религиозная этика (правила оценки жизненных феноменов), институциональные образования (воспроизводят определённый тип личности). Веблен в книге «Теория праздного класса» обратил внимание на демонстративные аспекты ЖС, которые должны символизировать успех, принадлежность к избранному слою: в архаических обществах – это физическая сила, в традиционном – досуг, в современном – потребление. Концепция стилевой дифференциации Зиммеля: ЖС – тождество форм внешних и внутренних проявлений как результат человеческого стремления к идентичности. эмпирическом материале, но культ. антропологи изучают примитивные общества, соц.антропол-и – современные. Философия культуры –теоретична, определяет подходы к изучению сущности, цели и ценности культуры, её условий и форм проявления. Культурология – исследует кул-ру как единую систему и особый класс явлений, теоретическая база для наук, исследую-щих разные разделы кул. Объкт СК – кул-ра и природа: кул-ра – вторая природа (Демокрит), человек не имеет ин-стинктов, к-е его плотно связывают с природой, сохраняется задача выживания-за счёт творчества и рефлексов. Кул-ра – мера человеческого в человеке, зависима от конкрет-ных природных условий. - кул-ра и общество: начиная с Дюркгейма, это регулятор чел-го поведения, обеспечива-ет целостность и воспроизводство соц.системы; определяет смысл и ценностные отно-шения; продукт чел-й деятельности, к-я сосуществует с материальной и духовной. - кул-ра и цивилизация: цивилизация – комплекс технических средств в обладании при-родой (инструментальная сфера кул-ры); единство соц.организации, кул-й специфично-сти и географической среды конкретно исторической общности Современный ЖС характеризуется разъединением объективной (развивается, обогаща-ется) и субъективной (беднеет, нет прогресса) культурой. В результате культурного разрыва (разрушение прежних культурных форм) появляется необходимость в создании новых культурных форм путём механизма культурных инс-ценировок (способ нахождения идентичности, поиск нового образа мира). Сначала про-исходит усвоение внешних признаков идентификации (поведенческий код. символика одежды, жаргон, освоение просторов репрезентации КФ), потом усвоение теоретического ядра КФ, её образа мира, определённого мораль – эмоционального настроения, появление интереса, который воплощается в объективное социальное и политическое образование (в этом заключается роль культуры в современном обще-стве). Выделяют моно- и полистилистическую культуру. Моно- такая культурная ситуация, когда какая –либо жизненная форма (ЖС) понимается как репрезентативная культура группы, распространена на всё общество. Культурная система становится универсальной схемой интерпретации всех феноменов (СССР). Поли- отсутствие универсальной куль-турной иерархии, деканонизация,отсутствие единства понимания к-л.феномена, куль-турная терпимость относительно новых культ.стилей и форм, наличие плавил взаимо-действия между ними. (Др.Египет). Критика цивилизации: Тённис «Общность и общество»- общинные отноше-ния (кул-ра)- тёплые отношения родства, общество (цивилизация) – рациональный от-мен, напряжённость, торговля. Маркузе – фоктор тотального отчуждения чел-а от жизни. Господство аполонизма (прометеивская этика самоограничения в конфликте с деонисийской самоосуществления). СК - течение «понимающей» соц-гии. | |
Просмотров: 4590 | Комментарии: 1 | |
Всего комментариев: 0 | |