Главная » Статьи » Статьи по социологии

СОЦИОЛОГИЯ КАК ПРОФЕССИЯ И ОБРАЗ ЖИЗНИ

РАЗМЫШЛЕНИЯ НАД НОВОЙ КНИГОЙ

В.П. ВАСИЛЬЕВ

СОЦИОЛОГИЯ КАК ПРОФЕССИЯ И ОБРАЗ ЖИЗНИ

ВАСИЛЬЕВ Вячеслав Павлович доктор философских наук, заведующий кафедрой методологии, методики и техники социологических исследований Московского государственного социального университета.

Думая о социологии, видишь, что эта профессия требует от человека, занимающегося ею, определённого душевного склада и определённого образа жизни. Подлинная, несуррогатная социология не мыслима без демократического взгляда на явления и процессы, происходящие в  современном обществе, которое она изучает, без неустанной, как говорили некогда, работы в массах, без любви к «простому человеку» и подвижничества. Социология формирует широкий кругозор и умение подходить к социальным объектам системно, на межведомственной и междисциплинарной основе, когда учитываются политические, экономические, социальные и культурные факторы, сложная диалектика объективного и субъективного, целенаправленного и стихийного. Она приучает во взаимодействии различных величин, в их взаимообусловленном сосуществовании, формирующем некие целостности, находить тенденции, складывающиеся по закону больших чисел, описывать и анализировать их в качественно-количественных показателях, без которых невозможна объективная оценка любой активности, любого вида деятельности.

Вот почему социология в России вовлекла за последние десятилетия в свою орбиту тысячи исследователей и среди них В.Н. Ковалева - автора книги "Моя профессия - социолог", рассчитанной на широкий круг читателей, интересующихся проблемами профессионального мастерства социолога, молодых преподавателей, аспирантов, студентов, практиков социологических исследований[1].

В справочной литературе имя Владимира Николаевича Ковалёва фигурирует среди тех, кто в последней трети XX в. активно работал в военной социологии, и, действительно, главная цепочка его жизни, выходца из семьи, где и дед и отец были профессиональными военными, такова: артиллерист (участник войны с фашизмом) - преподаватель военного училища - политический работник - военный журналист - военный социолог. Причём работал он как на региональном, так и общесоюзном и общероссийском уровнях, в высших военных структурах. Завершив службу в армии он сменил мундир полковника на гражданский костюм исследователя и строителя системы социальной защиты населения, востребованной временем в условиях трансформации российского общества. Ученый начинает преподавать в вузе, участвует в российско-финском сравнительном исследо­вании социальной защиты семей безработных с несовершенно­летними детьми, пишет статьи и книги по проблемам социоло­гии социальной сферы, технологии социологического анализа социальной работы, организации и проведения мониторингов и другие. Что же волнует В.Н. Ковалёва в его новой книге и в чём суть её замысла?

Автор стремится познакомить молодого социолога с проблемным полем, в которое тот войдёт, приступая к самостоятельным исследовательским поискам. Это поле - вся Россия. А сами российские проблемы накладываются на общемировые и тем усложняются ещё больше. "Сегодняшний мир, - пишет В.Н. Ковалёв, - крайне противоречив в своём развитии. Непрерывно усложняется организация общественной жизни, становятся более разнообразными её формы. Обостряется противоборство стран богатых и бедных, технологических лидеров и аутсайдеров. Военная и социальная напряжённость возрастает, угрожая всем народам планеты новыми потрясениями и жертвами. Между тем у всего человечества Земля пока единственная его обитель. Вместе с тем зреет и всеобщее осознание опасности надвигающихся угроз, крепнет вера в грядущее торжество Разума". Слово "разум" он пишет с большой буквы. Ведь ноосфера создаётся усилиями всех людей, в том числе и лидеров, и чернорабочих социологии. А потому разговор в книге логично переходит к рассуждениям о личности и обществе в социологическом измерении, т.е. о том, что такое социология, что она знает и может. Архитектоника социологического знания, социум в пространстве и времени, субъекты социальной деятельности и отношений, социальная сфера как предметное поле прикладного исследования, социологические проблемы управления социальными отношениями и процессами в обществе, критические ситуации и социальные конфликты как объект социологического анализа и регулирования вот те проблемы, которые волнуют В.Н. Ковалёва. Аттестуя социологию как молодую и очень нужную науку, связанную с изучением живого преемственно развивающегося общества, он не обходит стороной дискуссии, которые ведутся по её предмету. Но главное для автора - познакомить читателя с основными персоналиями, со структурой социологического знания, социологическими понятиями и социальными законами. «Как видим, -  пишет он, - проблематика социологических исследований весьма обширна и предъявляет к социологу, его теоретическим знаниям и профессиональному мастерству весьма высокие требования". «Перефразируя известное речение, - пишет далее В.Н. Ковалев, - можно сказать: социологами не рождаются, а становятся, однако при этом следовало бы добавить: становятся в процессе длительной и напряжённой учёбы, непрерывного самосовершенствования своих профессиональных качеств, умений и навыков. Не стоит ли и нам, читатель, после основательного знакомства с объектом и предметом будущей исследовательской деятельности взглянуть в зеркало психологического самоанализа, чтобы попристальнее рассмотреть некоторые черты профессионального «автопортрета»? Подобная процедура всегда полезна, ибо она помогает находить кратчайшие пути к своему становлению как специалиста».

Замечу, что главы (о социологе в зеркале профессионального самоанализа и восхождении к мастерству) представляют авторские педагогические инновации. Уже в начале 90-х годов минувшего века В.Н. Ковалёв задумался над тем, как передать молодым социологам (и, разумеется, прежде всего студентам, будущим специалистам) свой опыт коммуникативной деятельности и социологического анализа. Так были созданы и стали читаться им курсы «Мастерство профессионального общения социолога» и «Прикладная социология (технологии социологического анализа социальной работы)».

В главе о профессиональном общении, используя свою вторую специальность (психолога), профессор В.Н. Ковалёв не без тонкостей раскрывает и демонстрирует такие стороны, характеризующие личностный потенциал социолога, как интеллектуально-психологические, коммуникативные, организаторские и волевые, нравственно-этические качества, качества социально-психологической компетентности; наглядно иллюстрирует свою мысль о том, что этот потенциал может оптимально проявить себя лишь тогда, когда он органически сопрягается с профессиональным мастерством, уверенным владением навыками и технологиями исследовательского труда.

Последняя глава книги носит подзаголовок «Практикум», а эпиграфом к ней даны слова Луция Сенеки: «Научим же нашу душу хотеть того, чего требуют обстоятельства». В этой главе автор знакомит читателей не только с главным инструментом получения социологического знания - конкретным социологическим исследованием, но и предлагает им попытаться вместе спроектировать социальный мониторинг. Это предложение становится понятным, если принять во внимание, что В.Н. Ковалёв - один из авторов типовой методики социального мониторинга, которая в своё время получила одобрение и мэрии Москвы и Министерства труда и социального развития РФ.

Книга В.Н. Ковалёва вышла отдельным томом в серии «Энциклопедия социального образования», издающейся под патронажем Московского государственного социального университета. Она сыграет свою роль и для фундирования курса введения в социологию, читаемого на специализированных факультетах вузов, и для расширения кругозора тех, кто просто желает поглубже познакомиться с социологической проблематикой. Если же взглянуть шире, то труд ученого представляет собой мастер-класс опытного социолога, которому в плеяде шестидесятников XX в. довелось после долгого перерыва возобновлять конкретные социологические исследования в нашей стране. Надеемся, что она откроет собой целую серию книг, которую могут и должны (!) написать представители старой гвардии социологов, выстрадавшие своё социологическое призвание, овладевшие молодой наукой путём самообразования, но добившиеся всё-таки её институционализации и морально обязанные передать опыт и знания молодым исследователям - студентам и аспирантам, чтобы не нарушилась преемственность поколений, чтобы не превратилась профессия социолога в рутинное зарабатывание средств к существованию.

К каждой главе В.Н. Ковалёв смог подобрать в качестве эпиграфов яркие мысли-афоризмы, проиллюстрировал книгу таблицами, графиками, схемами, которые детально и тщательно продумал. На мой взгляд, если книга будет переиздаваться, ее потенциал усилит иллюстративный материал на компьютерных дискетках или других современных информационных носителях. Возможно, стоит ещё раз продумать, какие проблемы целесообразно обсуждать с новичком при первом знакомстве, чтобы не перегружать книгу кратким пересказом широкого круга парадигм или достаточно сложных дискуссий. В.Н. Ковалёв адресует свою книгу учащимся вуза социального профиля и задерживает своё внимание на таких сущностях, как социальная сфера или социальная защита населения. Но сколько готовится социологов для работы в других областях, а, стало быть, сколько таится дополнительных ресурсов для продолжения и детализации разговора, начатого ученым. И всё же, рассуждая о данной книге, надо сказать, что почин сделан. Пионерский труд В.Н. Ковалёва достоин того, чтобы быть замеченным молодыми читателями.



[1] Ковалев В.Н. Моя профессия – социолог. М.: "Союз", 2001.

Категория: Статьи по социологии | Добавил: socna5 (12.04.2011)
Просмотров: 3664 | Комментарии: 3 | Теги: социология | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]