Главная » Статьи » Социологи биография |
Макс
Вебер: биографический очерк Макс Вебер родился в
Эрфурте, в Германии, 21 апреля 1864 г. в семье, принадлежащей к среднему классу. Значительные разногласия между родителями
сильно повлияли как на его интеллектуальную ориентацию, так и на его психическое
развитие. Его отец был чиновником, занимавшим весьма важный политический пост.
Так как он принадлежал политической верхушке, то воздерживался от каких-либо действий
или взглядов, которые потребовали бы личных жертв или угрожали бы его положению
внутри системы. К тому же Вебер-старший был человеком, который предавался земным
наслаждениям, чем (а также многим другим) представлял
собой резкую противоположность своей жене. Мать Макса Вебера была набожной
кальвинисткой. Она старалась вести аскетическую жизнь, в которой не было бы места для тех удовольствий, которых жаждал ее муж.
Заботы матери Вебера носили скорее духовный характер; ее беспокоило то, что она
несовершенна, а значит, ее душе не суждено быть спасенной. Серьезные различия между
родителями создали напряжение в отношениях между супругами, и это напряжение
сильно влияло на Вебера. Когда Вебер был ребенком, он не мог подражать
сразу обоим родителям. Ему пришлось выбирать (Marianne Weber, 1975:62).
Сначала он, казалось, выбрал отцовский взгляд на жизнь, но позже ему стал ближе
подход его матери. Необходимость выбирать между такими полярными противоположностями
сказалась на психике Макса Вебера. В 18 лет Макс Вебер ушел из дома, чтобы какое-то
время посещать занятия в Гейдель-бергском университете. Вебер уже доказал свое раннее
интеллектуальное развитие, но при этом он имел
серьезные проблемы в общении и установлении социальных контактов. Поступая в Гейдельберг,
Макс был слишком робким и замкнутым. Однако ситуация быстро изменилась после
того, как он стал тяготеть к образу жизни отца и присоединился к отцовскому старому братству дуэлянтов. Там он сформировался
в социальном плане. Чувствовать себя
более раскрепощенным помогало пиво, которое Вебер потреблял в больших количествах вместе со своими товарищами. Кроме того,
он гордо показывал шрамы, воспринимавшиеся
своеобразной торговой маркой подобных братств. Вебер не только демонстрировал тождество с образом жизни своего отца, но
также выбрал, по крайней мере на тот момент, карьеру своего отца — право. Спустя три семестра Вебер оставил Гейдельберг
для прохождения военной службы и в 1884 г. вернулся
в Берлин, в дом своих родителей, чтобы пройти курс в Берлинском университете. Он
оставался там на протяжении следующих восьми лет, в течение которых закончил свою учебу, получил степень доктора философии,
стал адвокатом (см. Turner and Factor, 1994, к обсуждению влияния правового мышления на теоретизирование
Вебера) и начал преподавать в Берлинском университете. Со временем Вебер стал все
больше интересоваться экономикой, историей и социологией, которые впоследствии стали
делом его жизни. В течение восьми лет пребывания
в Берлине Вебер находился в финансовой зависимости от отца. Это обстоятельство
все больше его тяготило. В то же самое Благодаря своему усердию,
в 1896 г. Вебер получает место профессора экономики в Гей-дельберге. Но в 1897 г., когда преподавательская карьера
Вебера в самом расцвете, его отец умирает. Смерть наступила во время бурного спора
между Максом Вебером и Ве-бером-старшим. Вскоре после этого у Вебера стали проявляться
тревожные симптомы. Произошел нервный срыв.
Вебер часто страдал от бессонницы и вследствие этого не мог продуктивно работать.
Следующие шесть или семь лет его состояние было близко к полному истощению.
В 1903 г. силы стали возвращаться к Веберу, но только в 1904 г. Вебер начал возвращаться к активной преподавательской
деятельности. Тогда он прочитал свою первую после перерыва в шесть с половиной
лет лекцию (в Соединенных Штатах). В 1904-1905-х гг. Вебер публикует одну из своих
известнейших работ «Протестантская этика и дух
капитализма». В этом произведении он рассмотрел религию своей матери на научном
уровне. Вебер посвятил много времени изучению религии, хотя сам не был религиозен. Несмотря на то что проблемы
с психикой все еще оставались, в 1904 г. Вебер вернулся к активной деятельности и создал ряд своих важнейших работ.
Он публикует свои исследования мировых религий в историко-мировой перспективе
(например, Китая, Индии и древнего иудаизма). Незадолго до своей смерти (14 июня
1920 г.) он работал над самым важным своим произведением «Экономика и общество».
Хотя эта книга была опубликована и впоследствии переведена на многие языки,
она не закончена. Кроме написания многотомных произведений в
тот период Вебер предпринял ряд других действий.
В 1910 г. он способствовал созданию немецкого социологического общества. Его дом стал местом встреч для широкого круга интеллектуалов,
среди которых следует упомянуть Георга
Зиммеля, Роберта Мичелса и его брата Альфреда, а также философа и литературного
критика Георга JlyKa4a(Skaff, 1989, р.186-222).
Кроме того, Вебер проявлял политическую активность и писал очерки на злобу дня. В жизни Вебера и, что более важно, в его творчестве,
присутствовали трения между бюрократическим
мышлением, которое было характерно для его отца, и религиозностью его матери.
Эти неразрешимые противоречия присутствовали на протяжении всей жизни Вебера и нашли
отражение в его творчестве. Литература: Ритцер Дж. Современные социологические теории. (скачать) Книги Макса Вебера на русском языке
| |
Просмотров: 9415 | Комментарии: 1 | |
Всего комментариев: 1 | ||
| ||